Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №88/2003

Первая тетрадь. Политика образования


ХОД КОНЕМ 

Сергей ЛЕБЕДЕВ

Смена шила на мыло по конъюнктурным соображениям

В России возрожден ДОСААФ

 

Поздравляем: 11 декабря в России была зарегистрирована новая общественная организация. Сверхзанятой чиновник, министр юстиции Юрий Чайка выкроил пару часов в рабочем расписании и лично вручил общественникам свидетельство о регистрации.
Новая общественная организация называется ДОСААФ. Руководить ею будет Герой СССР, бывший морской спецназовец Александр Ватагин – человек, который баллотировался в депутаты по федеральному списку избирательного блока «Родина», соратник Сергея Глазьева по Социалистической партии России.
ДОСААФ создается не на пустом месте. С 1991 года в России работает РОСТО – Российская оборонная спортивно-техническая организация, правопреемница советского ДОСААФа. Ее-то и решено переименовать, вернув прежнее название. Но зачем?

 

 

На наш взгляд, всерьез говорить о возрождении советских традиций воспитания молодежи рановато. Для описания ситуации лучше всего подходит термин из словаря рекламщиков: ребрэндинг. Смена брэнда. Изменение товарного знака.
РОСТО – на ДОСААФ.
Ребрэндинг в торговом мире происходит достаточно часто. Считается, что есть два варианта смены брэнда – жесткий и мягкий. В первом случае название торговой марки, ее атрибуты и имидж изменяются в один день. Во втором происходит постепенная замена старого брэнда новым.
Вот пример «жесткого» ребрэндинга: в 1999 году банк «Лубянка», специализировавшийся только на обслуживании юридических лиц, решил начать работу с частными вкладчиками. Однако акционеры посчитали, что название банка отпугивает массового клиента. И переименовали «Лубянку» в Росевробанк.
А вот пример ребрэндинга «мягкого»: в начале девяностых редакция газеты «Московский комсомолец» приняла решение уйти от комсомольской тематики в названии. Для газеты придумали сокращенное название «МК». И в течение нескольких месяцев увеличивали размер букв М и К в газетной «шапке», уменьшая слова «московский» и «комсомолец». Название «МК» прижилось, вошло в обиход.
В случае с ДОСААФом мы видим классический пример «мягкого» ребрэндинга. 16 октября на пленуме РОСТО было принято решение добавить к названию аббревиатуру ДОСААФ. Пока – в скобках. Получилось нечто громоздкое: «Российская оборонная спортивно-техническая организация (ДОСААФ)».
«Это не ностальгия по прошлому, а обозначение стержневого содержания всей нашей деятельности», – заявил тогда председатель Центрального совета РОСТО генерал-полковник Алексей Анохин.
Сегодня ребрэндинг завершился: скобки открылись, и на свет Божий явился ДОСААФ.
«Такая организация востребована государством, прежде всего Министерством обороны, и призывные комиссии подтверждают, что это так», – продолжил недовысказанную мысль генерал-полковника Анохина новоиспеченный председатель Добровольного общества содействия армии, авиации и флоту Александр Ватагин.
Специалисты по рекламе говорят, что необходимость смены товарного знака прежде всего связана с изменением конъюнктуры рынка.
Например, сейчас происходит масштабный ребрэндинг компании «Аэрофлот», вызванный снижением количества пассажиров: традиционно низкое качество «аэрофлотовского» сервиса уже вошло в поговорки.
«Аэрофлот» пытается привлечь к себе внимание частных клиентов, избавиться от образа совковой авиакомпании, которая «хоронит быстро, надежно и без хлопот».
Люди, придумавшие сменить название РОСТО на
ДОСААФ, явно руководствуются иными соображениями, исходят из изменений конъюнктуры на другом рынке.
На рынке госзаказов на патриотическое воспитание.
Дело в том, что РОСТО в прошлом занималось бизнесом чистой воды. Оборонно-спортивные клубы особых доходов не приносили. Другое дело автошколы, курсы пилотов, парапланеристов, парашютистов, аквалангистов или яхтсменов.
Все вышеперечисленное не имеет никакого отношения к укреплению обороноспособности Родины – это экстремальные виды спорта, ставшие в последнее время особенно популярными. Ни на взлетной полосе аэродрома, ни в бассейне, где учат будущих аквалангистов, вы не найдете никакой патриотической агитации – человек, выложивший на обучение круглую сумму, не станет в довесок слушать забубенные лекции.

Сегодня для РОСТО, то есть ДОСААФа, открылся еще один рынок заработка – патриотическое воспитание. На программы подготовки патриотов деньги нынче дают щедро, не по остаточному принципу, как несколько лет назад. Государство заказывает музыку и хочет, как всегда, слушать ее в исполнении армейского оркестра.
Значит, пора мимикрировать. Были РОСТО – стали ДОСААФ.
«Мы намерены возродить военно-спортивные игры “Зарница” и “Орленок”, – говорит Александр Ватагин. И добавляет: – ДОСААФ вызывает колоссальный интерес у молодежи».
…Говорят, африканские колдуны способны оживлять мертвых. Мертвецы прибирают в дому, копают грядки, носят из лесу дрова. Одна беда – быстро разлагаются на свежем воздухе.
В нашей стране свежего воздуха все меньше. Значит, оживший труп организации советских времен еще послужит своим хозяевам. Пока кто-нибудь не откроет форточку.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru