Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №87/2003

Третья тетрадь. Детный мир

РОДИТЕЛЬСКАЯ ГАЗЕТА 
СЕМЕЙНЫЙ КЛУБ В ИНТЕРНЕТЕ 

Ирина ХОМЕНКО,
к.п.н., доцент кафедры педагогики РГПУ им. А.И.Герцена
Санкт-Петербург

Слишком хорошие родители

Стараются избежать ситуаций, в которых они обязаны принимать решения сами, не учитывая желания ребенка

Лена. Обнаружив какую-то способность у ребенка, и не только способность, а порой необходимость сознательно развивать определенное умение, можно столкнуться с нежеланием (и порой очень активным) этим заниматься. Как преодолеть этот этап?
И еще вопрос: Ирина, ваш сын как-то оценивает вложенное в него? В смысле: понимает, ценит? Есть ли у него самого критические замечания, например: где-то недовложили, что-то хотелось бы сделать по-другому (с ЕГО точки зрения)?


Ирина Хоменко. Вопрос, конечно, интересный.:)
К сожалению, я не отношусь к тем родителям (и педагогам), которые опираются ТОЛЬКО на желание ребенка. И вот почему.
Есть дети – генераторы собственной жизнедеятельности, а есть дети-аккумуляторы.
“Генераторы” способны развивать себя самостоятельно, они продуцируют энергию и познавательный интерес непрерывно. В этом случае задача родителей – направить этот интерес в адекватное русло.
Дети-аккумуляторы нуждаются в ПОСТОЯННОЙ подпитке (стимуле) ИЗВНЕ. Им хватает собственных усилий лишь для начала, а потому если таких детей не стимулировать, не помогать крутиться этому маховику, то, сделав 2–3 оборота, он останавливается.
Среди взрослых людей эти типы встречаются тоже.
К примеру, у нас работала одна секретарша, которая могла нормально выполнять свою работу при условии, когда раз в 2 – 3 месяца руководитель, в принципе не способный на публичные претензии к подчиненным, ее ругал. На легкие замечания она никак не реагировала, а вот если получала нагоняй, могла выполнить огромный объем работы, причем без серьезных усилий. То есть ей надо было создать НАСТРОЙ.:))
Кстати, никакие премии на нее подобного эффекта не оказывали. Вот такой феномен. Причем она никогда не обижалась, так как и сама понимала, что ругали за дело.
Дети-аккумуляторы тоже нуждаются в периодической стимуляции. Она помогает им справиться с собственной ленью. Но! Зато когда они делают этот рывок, НАПРЯГАЮТСЯ, они и сами начинают уважать себя за эти достижения.
Однако проявлять настойчивость и ЗАСТАВЛЯТЬ детей нужно ТОЛЬКО в той области, в которой у ребенка есть способности. Нужно также быть уверенным, что тот человек, который с ним занимается, действительно не унижает и не оскорбляет его и является хорошим специалистом в своей области. Если в роли такого специалиста выступаете вы сами, то тут вообще беспокоиться не о чем.:)
Помню, когда сыну пришла пора писать сочинения, я увидела, что он просто НЕ ЗНАЕТ, с какого конца подступиться к этой работе.
Я взялась за дело и объяснила ему АЛГОРИТМ написания подобного рода работ. После этого все его “не понимаю”, “не знаю...” я даже слушать не стала. Так и говорила: “Давай по порядку. Что у нас там идет сначала? Подбор эпиграфа. Иди и подбирай. Найдешь – покажи мне. Обсудим”.
Когда он попытался (в 6 лет) отвертеться от занятий английским языком с чудесным преподавателем, обнаружившим его лингвистические способности, мой муж спокойно и уверенно сказал ему: “Хочешь ты или не хочешь, английским языком ты заниматься БУДЕШЬ”. И это при том, что в нашей семье у каждого ее члена практически всегда есть собственный выбор. Однако мы считали, что бывают случаи, когда родители обязаны принимать решения САМИ. Просто потому, что ребенку в силу своего опыта трудно оценить ситуацию. Да и ответственность за РЕЗУЛЬТАТ воспитания лежит ТОЛЬКО на родителях.
Аналогичный случай был с театром.
Когда у сына начался подростковый возраст, у него появились дополнительные интересы, и он решил оставить театр. Дело было в середине учебного года, и в театре шли спектакли с его участием. Мы объяснили ему, что такой уход создаст ему репутацию ненадежного человека, и активно возражали против его решения. Он все-таки остался там. И в конце года – так получилось – его пригласили вести детскую передачу на нашем питерском ТВ.
Я помню его восторг, когда он вернулся после интервью с Ю.Шевчуком, потом – с М.Боярским и другими известными людьми. И однажды признался нам, что хорошо, что он тогда нас послушался. Ведь все могло сложиться иначе, если бы мы проявили “демократию”.
Ребенок часто, в силу своего небольшого опыта, просто не видит ПЕРСПЕКТИВЫ. Он мыслит актуальными категориями, которые важны для него в этот момент. Но ребенок растет, его пристрастия меняются, и однажды может оказаться, что “экспромтный” интерес перечеркнул важный и ДОЛГОВРЕМЕННЫЙ источник.
Поэтому для меня основной проблемой был поиск тех компетентных людей, которым я могла бы доверить диагностику способностей и возможностей моего ребенка.
Что касается вашего вопроса про оценку сыном наших усилий, боюсь, что СЕЙЧАС он еще не может ответить очень осознанно, потому что “вложения” продолжаются. Но один эпизод меня удивил.
Мы смотрели с ним фильм, где в одной сцене девочка-подросток закатывает страшный скандал своей матери, потом хлопает дверью и уходит. Сын сцену посмотрел, потом вздохнул мечтательно: “Эх, как мне всегда хотелось устроить вам вот такой скандал, хлопнуть дверью, чтоб стены задрожали!..” Я удивленно спрашиваю: “А за чем дело-то стало? Почему же не хлопал? Не закатывал? Не кричал? Боялся, что ли?” Он рассмеялся и говорит: “Так вы ж повода мне не давали! У меня и так все права в доме были, придраться прямо не к чему было!”
И тогда я поняла, что быть слишком демократичными и хорошими родителями – не здорово. Ребенку требуется выплеск энергии. Ему ОБЯЗАТЕЛЬНО нужно побороться с родителями. (Хотя мне всегда казалось, что этих битв хватало, так как ребенок у нас очень активным был всегда, особенно года в 3–4). Видимо, опыт ОТСТАИВАНИЯ своих прав тоже важен. А мы его вот так “подвели”...
Ценит ли он наши усилия? Да. Мне кажется, что он вообще очень благодарный человек. Пожалуй, и не только по отношению к нам. Но, конечно, все проявится только тогда, когда он выйдет в самостоятельное “плавание”. Тогда и будем делать окончательные выводы...

По материалам сайта www.inter-pedagogika.ru


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru