Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №84/2003

Первая тетрадь. Политика образования

ПОЛИТИКА ОБРАЗОВАНИЯ 
 

Марина РАДОМСКАЯ,
Светлана КИРИЛЛОВА

ЕГЭ для младшего школьного возраста

В Таганроге считают, что правильнее учить работе с тестами малышей, чем натаскивать на ЕГЭ одиннадцатиклассников

Когда младшеклассники не боятся процедуры тестирования, полученные ими баллы оказываются выше, чем обычные школьные отметки. Это выяснилось в ходе централизованного тестирования малышей в Таганроге.

Таганрог – необычный город. Здесь по некоторым наиболее популярным предметам тестируются свыше половины учеников 11 классов и более 60% девятиклассников. Если в 1996 году в централизованном тестировании приняли участие всего 2827 таганрогских школьников, в 2003 году – свыше 20 тысяч. Во время ЕГЭ по математике Таганрог показал лучшие результаты не только в Ростовской области, но и в России.
В 2003 году в городе началась еще одна программа: по мониторингу успеваемости школьников, начиная с младших классов. О том, как прошел эксперимент, рассказывает главный специалист управления образования Таганрога Марина РАДОМСКАЯ.

– Не рано ли это – натаскивать детей на работу с тестами ЕГЭ с третьего класса? Пусть бы ребят готовили к единому экзамену в 11 классе. Но в третьем?..
– Если начинать в одиннадцатом, действительно придется натаскивать. А мы с 3 класса ведем планомерную подготовку. Результаты, которые мы получили в ходе этого экзамена, будут в дальнейшем использовать в обучении конкретного ученика. Каждая его новая контрольная работа будет накладываться на уже существующую, мы сможем наблюдать успехи ребенка в динамике.
– Сегодня все силы брошены на то, чтобы делать КИМы для ЕГЭ. Кто разрабатывает тесты для младшеклассников?
– Мы использовали тесты, разработанные Центром тестирования Министерства образования специально для третьего класса, для выпускников начальной школы. Каждая годовая контрольная работа в этом году была заменена тестами централизованного тестирования.
– Но централизованное тестирование в отличие от единого государственного экзамена – это платная процедура. И с точки зрения многих россиян – не дешевая: от 150 до 250 рублей за предмет. Значит, родителям третьеклашек пришлось заплатить за новую форму аттестации?
– Оплату централизованного тестирования для третьеклассников взяла на себя администрация города. И мэр фактически первым познакомился с результатами этой процедуры. Он сказал, что в будущем экспертиза знаний выпускников различных ступеней обучения станет в городе постоянной.
– Как дети отреагировали на то, что им предложили тесты?
– Для малышей это была обычная контрольная работа, но по другой технологии. Нам говорили, что маленькие дети, пятиклашки, не справятся, что цветные бланки – это слишком сложно. Выяснилось, что они справляются лучше, чем 9–11 классы. Кафедра психологии нашего пединститута отслеживала ход экзамена. Никаких проблем не возникло.
– Оценки, полученные малышами на тестировании, отличаются от их годовых оценок?
– Результат центра-
лизованного тестирования выше, чем годовая оценка.
– То есть один из результатов вашего эксперимента таков – учителя начальной школы склонны занижать малышам годовые отметки?
– В известной степени это проявление страха учителя. В начальной школе очень важна личность и требования учителя. Он ответствен за качество образования, которое дает. Поэтому планку своих требований учителя начальной школы поднимают и поднимают. А стандарт пока еще не регулирует поднятие планки. На протяжении года мы говорили, что будет проведена годовая независимая экспертиза. Учителя заранее боялись, что ребенок не справится с работой. Это психологический стереотип, который должен меняться.
– Будут ли применены результаты этого тестирования к аттестации школ?
– Эти материалы ложатся в аттестационную папку школы. У нас в этом году уже есть случаи, когда школы города в период аттестации уходили от стандартных контрольных работ и шли на независимую экспертизу, на бланочное тестирование.
– А не может случиться так, что к школам, которые показали худшие результаты, будут применены какие-то санкции?

– Но ни о каких санкциях говорить нельзя. Пока лишь встает вопрос о том, что если школы чего-то недодают учащимся, виновата, по всей видимости, и администрация города: значит, она создала не все условия для функционирования этого учреждения образования.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru