Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №83/2003

Вторая тетрадь. Школьное дело

ШКОЛА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

На пути к вершинам мастерства не бывает остановок

Что такое непрерывное образование и чем оно отличается от повышения квалификации?

Информационная и социальная ситуация сейчас очень быстро изменяется. Поэтому и образование, в том числе и для взрослых, в последние годы становится все более вариативным. Часто приходится слышать о непрерывном образовании, например, педагогическом. Что это такое и каким образом оно соотносится с классическим образованием и с традиционным повышением квалификации? За разъяснением мы обратились к Ларисе ЗАНИНОЙ, доктору педагогических наук, профессору Ростовского государственного педагогического университета. Лариса Витольдовна уже несколько лет организует сеть непрерывного образования на юге России, и этот эксперимент получил статус федеральной площадки.

Лариса Занина. Вся система непрерывного образования рассчитана на то, что человек сможет в течение всей своей профессиональной деятельности приобретать необходимые ему знания: доучиваться, переучиваться.

– Но формально на это же направлена и система повышения квалификации…
– Формально – да. Но пройти курсы повышения квалификации человека побуждают чаще всего внешние требования: нужно пройти аттестацию или раз в пять лет проходить курсы. А непрерывное образование – это образование «по собственному желанию», то есть человек сам осознает, что ему нужны новые навыки, новая информация. И он получает их, не дожидаясь, когда пройдет пять лет с момента последнего повышения квалификации.
Имея такую возможность, человек начинает совершенно иначе относиться и к образованию, и к своей жизни вообще – он становится более свободным в выборе. К сожалению, мы за многие годы привыкли к тому, что карьера – слово с негативным оттенком. Но стремиться к профессиональному росту, к успеху – это совершенно нормально.
– Но для учителя карьерный рост очень ограничен: чуть выше разряд, статус методиста и все.
– Почему же? Учителя приезжают в университет и поступают в аспирантуру, у нас сейчас около ста двадцати аспирантов. Мы приветствуем, когда соискателями и аспирантами становятся преподаватели педагогических колледжей, они учатся у нас бесплатно.

– Изменились ли за последние годы запросы в области образования – вузовского и последипломного?
– Изменяются. Вы знаете, мне все больше нравятся современные специалисты: уже начиная со студенческой скамьи они стремятся приобрести дополнительные специальности, записываются на спецкурсы. Около семидесяти процентов студентов выпускных курсов уже работают. То есть не ждут распределения, как раньше, а сами решают, где и как им работать, строят свою профессиональную судьбу. Нельзя, конечно, говорить о том, что перестроилась вся система профессиональной подготовки учителя. Но мы потихоньку движемся в этом направлении.

– Общеизвестно, что выпускники педагогических вузов неохотно идут работать в школу. Как обстоит дело в вашем регионе?
– Статистика, увы, такова, что в целом по России 70% молодых учителей не идут в школу, но у нас те же 70% приходят после вуза в школу.

– Как же вам это удается?
– У нас совершенно особенным образом выстроено сотрудничество с сельскими районами: абитуриенты приходят к нам по целевому набору. И, кроме того, при каждом педагогическом колледже, а их в Ростовской области девять, открыт филиал педагогического университета. То есть учитель может наращивать свое образование, не отрываясь ни от дома, ни от работы.
– И многие выпускники педагогического колледжа идут в вуз?
– Около двухсот учителей каждый год поступают на заочное отделение в университет и примерно столько же – на очное отделение и в филиалы.

– Наверное, в связи с этим изменяется и система высшего педагогического образования?
– За последние годы она изменилась очень существенно. Сейчас существует два варианта подготовки учителя. Получив за четыре года звание бакалавра, можно продолжать образование или в магистратуре, или получать статус специалиста в специалитете.

– Чем же отличается учитель-магистр от бакалавра или от учителя-специалиста?
– В подготовке магистра ярко выражена научно-теоретическая направленность. Это более фундаментальная подготовка. В подготовке бакалавра ярче выражен образовательный акцент: законы педагогики, общие законы теории воспитания, дидактики.

– И тут, наверное, самое время задать вопрос о новых компетенциях сегодняшнего учителя.
– Об этом сейчас много говорят, спорят, в какой степени переход на компетентностный подход можно назвать данью моде или европейскому стандарту. Но ведь понятие компетентного человека было всегда. А сейчас, когда ситуация в нашей профессии очень изменчива и непредсказуема, профессиональную компетентность нужно, на мой взгляд, рассматривать как часть базового образования педагога. Квалификационные же характеристики, существующие сегодня, уже слишком узки для человека, ориентированного на самообразование в течение всей жизни. Компетентный учитель должен быть не только прекрасно осведомлен в области предметных знаний и в методике, но и в образовании в целом.
– Есть расхожее мнение, что школа стареет, а у педагогов в возрасте меньше честолюбия, куража. Зависит ли тяга к самообразованию, к успеху от возраста учителя?
– Думаю, что в каждом возрасте есть своя прелесть, свои достоинства и недостатки. Мастерство, например, приходит только с опытом, его ничем не заменишь. Конечно, есть закономерности на пути обретения мастерства. Исследования показывают, что можно выстроить обобщенный график творческой активности учителя. Первые пять лет работы – подъем, творческий рост. Потом наступает спад. И второй взлет – после десяти лет работы. На мой взгляд, первый всплеск объясняется интересом, новизной, энергией молодости. А второй приходит с освоением мастерства, когда учитель виртуозно освоил профессию и готов подняться на новый уровень – творческий.

– Работает ли ваш университет с учителями и с какими вопросами они к вам приезжают?
– Наш вуз, как и другие, работает и в направлении повышения квалификации учителей. К сожалению, довольно большая часть учителей обращаются пока «за рецептом»: что делать, если?.. Многие приходят в период профессионального кризиса, когда учителю кажется, что он зашел в тупик. Некоторым нужна помощь в исследовательской работе или при подготовке, например, доклада на конференции. Кстати, учителям совсем не обязательно ехать в университет для консультации. У нас только на кафедре педагогики работают сорок восемь преподавателей, и все они сотрудничают со школами региона, многие работают по совместительству как заместители директора по научно-исследовательской работе. То есть ученые работают практически в каждой школе не только города, но и региона.
– Получается, что Ростовский педагогический университет курирует всю региональную систему образования?
– В нашем регионе проходит эксперимент по созданию педагогического университетского округа. Это значит, что все образовательные учреждения работают не сами по себе, а объединены в единую образовательную сеть, в центре которой университет, развивающий научную школу и выполняющий координационные функции. Во многом университет определяет и образовательную политику региона, учитывая социальный заказ на данный момент. Поясню на простом примере: нередко в двух соседних городах вузы одного профиля выпускают специалистов, например, учителей начальных классов, которые не могут найти себе применения и вынуждены переучиваться или работать не по специальности. Чтобы такого не произошло, необходимы изучение рынка труда и единая региональная образовательная политика.

– Это единственный эксперимент подобного рода в России?
– Педагогические университетские округа создаются и на базе Барнаульского, Ярославского, Волгоградского университетов.

– Возвращаясь к вашему эксперименту, не могу не спросить: почему университет так много внимания уделяет сотрудничеству с педагогическими колледжами? К ним вообще неоднозначное отношение, а в университетской среде особенно.
– Иногда приходится слышать, что качество среднего профессионального образования оставляет желать лучшего. И университеты, вступая в сотрудничество с колледжами, нивелируют их, превращают в подобие своих факультетов. Мы же считаем, что колледж может дать студенту то, что не дает академическое образование. Это небольшие учебные заведения, где можно создать теплую, почти домашнюю обстановку. Преподаватели знают всех студентов в лицо, опекают их. А такой опыт неоценим для учителя: если мы хотим, чтобы учитель был мягким, терпимым, внимательным, он должен сам испытать такое отношение к себе.

Беседовала Елена КУЦЕНКО

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru