Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №83/2003

Первая тетрадь. Политика образования

ПОЛИТИКА ОБРАЗОВАНИЯ

Две компании на один экзамен

Две крупнейшие российские фирмы, специализирующиеся в области информационных технологий, ABBYY и «КРОК», начали борьбу за право обслуживать ЕГЭ

Вряд ли за этим фактом скрывается только конкуренция между компаниями, освоившими один рынок. Есть вероятность, что за ним стоит разочарование Министерства образования в эффективности ЕГЭ.

…Сегодня любому участнику ЕГЭ перед экзаменом раздают типовые бланки. Выпускники вписывают в них ответы. Бумажные бланки с ответами сканируются, попадают в память компьютера, а оттуда в виде файлов пересылаются из регионов в Центр тестирования Министерства образования.
Процесс несложный. Но есть один ключевой момент: машина должна быстро и точно распознавать печатные знаки и целые слова.
Семь лет назад Центр тестирования Министерства образования уже столкнулся с этой проблемой. И стал пользоваться программными продуктами российской компании АBBYY (Abbyy Software House).

Досье «ПС»:

Область деятельности компании ABBYY (читается «АБИ») – разработка приложений искусственного интеллекта, распознавание документов и обработка естественного языка. Первый продукт АBBYY – электронный англо-русско-английский словарь «ABBYY Lingvo» – сегодня является лидером по популярности на российском рынке. Среди наиболее успешных проектов АBBYY – система ввода информации из газет и журналов PRNet (Турция), создание базы данных по водительским удостоверениям во Франции. В 1998–2000 годах компанией АBBYY совместно с Министерством по налогам и сборам России был разработан аппаратно-программный комплекс по вводу налоговых деклараций и обработке справок о доходах физических лиц, основанный на технологии ABBYY FormReader. По заказу Пенсионного фонда компания ABBYY разработала машиночитаемые формы «Анкеты застрахованного лица» и «Индивидуальных сведений», которые работают в 4 крупных региональных центрах Пенсионного фонда.

Семь лет проведения в России централизованного тестирования стали годами проб и ошибок. Но именно этот опыт позволил с первого года технологически чисто проводить ЕГЭ.
В 2001 и 2002 годах компания ABBYY выигрывала тендер министерства на поставку программного продукта для обработки результатов ЕГЭ: им стала программа TestReader. «Во всех экспериментальных регионах в 2001 и 2002 годах использовалась наша технология, – говорит гендиректор ABBYY Сергей Андреев. – Другие программы автоматического ввода экзаменационных бланков ЕГЭ пока нигде не применялись».

Новый игрок на рынке

До 2003 года другие крупные компании не интересовались автоматизацией ЕГЭ. Статус эксперимента их не вдохновлял, а конкурировать с TestReader было действительно трудно. Например, известная компания Cognitive Technologies («Интеллектуальные системы»), которая специализируется на производстве программного обеспечения для автоматического распознавания текстов и электронного документооборота, даже не участвовала ни в одном из тендеров Министерства образования на проведение ЕГЭ.
Однако летом 2003 года в военном городке Северске Томской области (где ЕГЭ сдавали чуть больше сотни выпускников) во время ЕГЭ по четырем предметам была опробована принципиально новая технология проведения экзамена. Она базировалась на автоматизированной информационной системе «Экзамен», разработанной фирмой «КРОК».

Досье «ПС»:

Одно из направлений деятельности компании «КРОК» – разработка технологий и оборудования для автоматизации выборов. В рамках Федеральной программы ГАС «Выборы» компания «КРОК» создала комплекс отображения хода и итогов голосования и комплекс средств автоматизации работы участковых избирательных комиссий. Он действует на базе собственной разработки «КРОКа» – сканера избирательных бюллетеней. Среди других проектов – автоматизированная система Национального центра Всемирной торговой организации Госстандарта России, система информационной поддержки для Центральной избирательной комиссии и Московской городской избирательной комиссии, информационная система «Объединенный банк данных стран-участников СНГ для борьбы с организованной преступностью» для ФСБ России.

ABBYY и «КРОК» уже однажды встречались в суде.
В начале 2002 года в тендере Госкомстата на поставку системы для проведения переписи населения (участвовали четыре соискателя – «КРОК», ABBYY, Srep Logic и «Интеллектуальные системы») вышла победителем компания «КРОК». За предложенную фирмой систему «Свод -М1» организаторы тендера решили уплатить «КРОКу» 51,5 миллиона рублей. ABBYY опротестовала итоги тендера в суде, подчеркнув, что предложенное ею решение было вдвое дешевле. Кроме того, компания указала на техническое нарушение в ходе тендера – на втором этапе, когда заявки участников сравнивались по стоимости, был вскрыт лишь один конверт с предложениями: от «КРОКа».
Московский арбитражный суд удовлетворил иск ABBYY и признал незаконным тендер на поставку системы для проведения переписи населения.
В 2003 году «КРОК» тоже решил участвовать в ЕГЭ.
На III Всероссийском совещании, посвященном итогам ЕГЭ 2003 года, начальник управления образования администрации Томской области Леонид Глок заявил, что новая технология «КРОКа», впервые опробованная в Северске, ему понравилась. «Ни одного технологического сбоя, – заявил он. – Процедура проведения ЕГЭ по этой технологии упростила апелляцию. Мы готовы расширить рамки применения этой технологии».
Скажем сразу: Глок – единственный из образовательных начальников, который имел шанс хотя бы раз увидеть, как все это выглядит.
Но уже 10 его коллег из разных регионов согласились в 2004 году провести ЕГЭ по новой технологии.
Почему они решились взять «кота в мешке»?

Дарите любимым секьюрпаки!

Для начала напомним читателю, как сегодня проходит ЕГЭ по технологии Центра тестирования.
Центр тестирования получает от авторов-составителей КИМы, тасует их с помощью компьютерной программы, составляя множество разных вариантов по каждому предмету. За неделю до ЕГЭ варианты пакуются в индивидуальные пакеты, пакеты – в секьюрпаки по 15 штук. В какой регион они пойдут – не знает никто из упаковщиков.
Коробки доставляются в региональные управления образования спецпочтой. Чтобы облегчить раздачу индивидуальных пакетов, участников ЕГЭ должны рассаживать в аудиториях по 15 человек (либо число участников экзамена в отдельной аудитории должно быть кратным 15-ти). Никто не знает, сколько разных вариантов тестов будет предложено на ЕГЭ в отдельной аудитории.
По окончании экзамена все индивидуальные пакеты запечатываются и отвозятся в региональные центры обработки информации, где части А и В сканируют и в электронном виде отправляют в Москву, в Центр тестирования. Часть С (задания в свободной форме) проверяется экспертной комиссией на местах, электронная информация о выставленных за часть С баллах через несколько дней тоже отправляется в Москву.
В Центре тестирования электронные данные всех участников ЕГЭ объединяются, проходит шкалирование – переработка первичных баллов в тестовые и выстраивание их на одной шкале. Первоначально предполагалась более простая технология проведения ЕГЭ. С выявлением махинаций в ходе экзамена вырабатывались разнообразные способы защиты информации.
Несмотря на кажущуюся громоздкость, технология Центра тестирования работает успешно.
Летом этого года Министерство образования впервые выразило публичное недовольство в связи с запаковкой вариантов ЕГЭ в секьюрпаки и рассылкой их в регионы задолго до начала ЕГЭ.
«По итогам ЕГЭ 2002 года пакеты стали болтаться по всей России! Регионы заказывают их больше, чтобы начать тренировки, – говорил на совещании с руководителями регионального образования в начале лета Виктор Болотов. – Их даже дарят на память. Индивидуальные пакеты – документы строгой отчетности. Такое безалаберное отношение к секьюрпакам подрывает отношение к ЕГЭ».

Куплю кота в мешке

«КРОК» предложил обходиться на ЕГЭ без секьюрпаков. И вообще, по его мнению, не стоит возиться с засекречиванием вариантов: все равно от мошенников не спрячешься.
«АИС «Экзамен» гораздо удобнее продукта ABBYY, – утверждает зам. директора департамента информационных технологий компании «КРОК» Андрей Шаин. – Он охватывает больший объем процессов, из которых складывается ЕГЭ, и дешевле в применении».

Досье «ПС»:

Аппаратное обеспечение ЕГЭ в варианте «КРОКа»: компьютер на базе Pentium III, принтер Hewlett-Packard LaserJet 1200, сканер высокопроизводительный ДС 300, низкопроизводительный СИБ. Программное обеспечение: MS Windows 2000 Professional, MS SQL Server 2000, прикладное программное обеспечение АИС «Экзамен», разработанное в «КРОКе». Во время ЕГЭ по «КРОКу» эти маломощные принтеры и сканеры должны находиться в каждой школе, что может привести к удорожанию экзаменов в 10–15 раз. Напомним, что по технологии Центра тестирования используется более мощная техника, обслуживающая сразу много пунктов проведения экзамена. Но она стоит главным образом в региональных центрах обработки информации. Это гарантирует бесперебойное проведение ЕГЭ.
В экзаменационные материалы по «КРОКу» включены: именные бланки ответов, ведомости входа в аудиторию, ведомости проведения экзамена, комплект инструкций, ведомости распределения КИМов, бланки ответов А и В, дополнительные бланки ответов С (которые выдаются, если ученику для расширенного ответа на вопрос не хватает стандартного бланка).
Распечатка бланков на специальной бумаге с водяными знаками, на которые сегодня уходит до 10 миллионов рублей, по технологии «КРОКа» не требуется.

Новая технология ЕГЭ стала известна региональным начальникам именно по описанию.
Поэтому воспользуемся описанием экзамена, данным Андреем Шаиным. Из них понятно, почему ЕГЭ по «КРОКу» показался многим руководителям просто даром свыше.
Минимум за 2–3 дня до начала ЕГЭ (максимум – за месяц) происходит регистрация выпускников. Тиражирование экзаменационных материалов начинается за сутки до экзамена (но, заметим, может начаться и тогда, когда эти материалы будут получены). Бланки ЕГЭ выходят из принтера подписанными: на них указывается фамилия абитуриента и его точный «адрес» в аудитории. Например, Иванова Мария Ивановна, школа такая-то, дата рождения такая-то, этаж второй, аудитория первая, ряд четвертый, место шестьдесят девятое. После окончания экзамена школьники сами сканируют свои бланки с ответами. Задания части А и В проверяются автоматически. Часть С (задание в свободной форме, написанное выпускником от руки, часто довольно объемное) уходит после экзамена к экспертам.
Итак, КИМы становятся известны всем, кто находится рядом с принтером во время распечатки бланков ЕГЭ (распечатывание длится в среднем пять часов). Даже если технический персонал ЕГЭ (а это учителя, преподаватели и студенты вузов) абсолютно законопослушны и хотят объективности экзамена, их прямо-таки соблазняют, толкая на нарушение. А зарплата у технического персонала, нанимаемого для проведения ЕГЭ, вообще скромная и вряд ли увеличится в будущем.
Еще одной проблемой в проведении ЕГЭ по «КРОКу» становится то, что организаторы экзамена требуют у Центра тестирования ключи к тестам. Наличие в электронном виде ключей, то есть готовых правильных ответов на КИМы, позволяет им быстро распечатать и вручить выпускникам протоколы проверки частей А и В. Это облегчает процедуру апелляции: апеллировать можно быстро, буквально по горячим следам. По традиционной технологии ключи находятся в Москве, в Центре тестирования: они просто «накладываются» на присланные из регионов данные. Это обеспечивает конфиденциальность ЕГЭ.
Еще одна лазейка для нарушений на ЕГЭ по технологии «КРОКа» – редактирование бланков во время их компьютерной обработки.
По технологии Центра тестирования оператор имеет право (и даже должен) подредактировать символ на бланке, если машина затрудняется, как прочесть ту или иную букву или цифру. При этом оператор не знает, с чьим бланком он работает. Ответы на тесты ЕГЭ анонимны.
По новой технологии «КРОКа» оператор, обрабатывая именные бланки, имеет доступ к ключам, то есть к правильным ответам на задания части В. Ввести в компьютер эти правильные ответы для конкретного выпускника – не слишком сложная операция. А уличить конкретного оператора в подтасовке ответов будет невозможно: электронные изображения бланков с ответами по технологии «КРОКа» не сохраняются.
Программное обеспечение, разработанное «КРОКом», тоже вызвало нарекания экспертов. Достаточно сказать, что по результатам перепроверки в Центре тестирования Министерства образования почти в трети всех проверенных бланков машина, проверяя задания типа В, совершила ошибки в распознавании символов. Иначе говоря, она приняла один знак за другой, чего в таком ответственном экзамене, как ЕГЭ, быть не должно. В двух процентах случаев машина ошибалась даже в распознавании простейших меток в заданиях части А.
«АИС «Экзамен» прозрачна с точки зрения информационного обмена и проще закрывается с точки зрения информационной безопасности», – утверждает Андрей Шаин. Он тонко подчеркивает, что «в качестве модуля автоматического распознавания текстов используется программный продукт, разработанный совместно с российской компанией «Окрус». «КРОК» уловил веяния времени: он настаивает на своем месте на рынке, апеллируя к своему истинно российскому происхождению. Что труднее утверждать ABBYY, которая тоже является российской компанией. Но имеет представительство офиса в Силиконовой долине и непонятную латиницу в названии».
«Используемое «КРОКом» программное обеспечение требует доработок, – вполне справедливо настаивает Центр тестирования Министерства образования. – Рекомендуем воздержаться от использования указанной технологии при проведении ЕГЭ».
Кто воздержался?
Десять российских регионов выразили готовность провести ЕГЭ 2004 года по технологии «КРОКа». Среди них – Республика Марий Эл, Республика Тыва, Чувашия, Красноярский край, Томская, Брянская, Вологодская, Тульская, Ульяновская и Московская области.

А ну-ка покажи свой чемоданчик

Не надо объяснять, чем привлекла технология ЕГЭ по «КРОКу» региональных управленцев. Важнее понять – чем она привлекла Министерство образования в тот момент, когда ЕГЭ вступил в итоговую фазу.
«КРОК» не первый год предлагает свои услуги Министерству образования. Но в 2002 году тендер на технологию проведения ЕГЭ «КРОК» все же проиграл: его заявка была отклонена как не соответствующая конкурсной документации.
На виду очевидный факт – две преуспевающие компании оспаривают друг у друга новый перспективный рынок.
За ширмой другой факт – похоже, Министерство образования устало от ЕГЭ. Меры по защите экзаменационных материалов ЕГЭ не смогли обеспечить объективную оценку знаний учащихся.
Рапортовать правительству, собственно, не о чем. Невозможно за одну пятилетку выкорчевать коррупцию, пустившую мощные корни в тот слой, который исторически удобряет землю между российской школой и вузом. Для этого нужны десятилетия кропотливой работы.
Меры, предпринимаемые Центром тестирования Министерства образования по поддержанию информационной безопасности ЕГЭ, стоят немалых денег. А ЕГЭ, лишившись поддержки из ФПРО, может удержаться на плаву лишь одним способом – если он будет сравнительно недорогой процедурой. Вот и выплыл со своей технологией «КРОК», который обещает упрощение и удешевление ЕГЭ. Как мы уже видели, возможное удешевление – не факт.
При этом, судя по всему, Министерство образования молчаливо расстается с принципом независимости и объективности нового экзамена. Технология «КРОКа» делает махинации на ЕГЭ простыми и легкими. Хотите завышать баллы – «КРОК» вам в помощь. А Министерство образования умывает руки.
Но тогда ведущие вузы страны в будущем вряд ли согласятся принимать сертификаты ЕГЭ, выданные в регионе, где среднее завышение оценки на ЕГЭ составило 10 и более баллов (а таких регионов в 2003 году было по меньшей мере пять!). Да и вообще любой провинциальный абитуриент с 90 баллами ЕГЭ будет вызывать у приемных комиссий вполне оправданное сомнение – если он только не победитель Всероссийской олимпиады школьников.
Можно возразить, что головной компьютер Центра тестирования Министерства образования отслеживает все статистические отклонения данных на региональных ЕГЭ и может выявить почти любое мошенничество во время экзамена. К сожалению, не любое. Единичные случаи завышения баллов программа «отловить» не может. Этого никакая программа не может.
А когда завышения баллов на ЕГЭ в региональном масштабе все-таки становятся очевидными, ничего с этим сделать нельзя. Выявить – это одно, а пресечь – совсем другое. Второй год в одних и тех же регионах завышаются результаты на ЕГЭ и второй год Министерство образования молчаливо признает, что оно здесь бессильно. Губернские министры образования – члены областных, краевых и республиканских администраций – и Минобразования не подчиняются. В своих регионах они – цари и боги.
В сущности, мы видим, что пока единственный реальный результат ЕГЭ – отмена выпускных школьных экзаменов.
Наверное, это стоит миллионов затраченных долларов.

Светлана КИРИЛЛОВА

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru