Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №82/2003

Вторая тетрадь. Школьное дело

ШКОЛЬНОЕ ДЕЛО 
 

Кирилл МИТРОФАНОВ,
зав. кафедрой методики преподавания истории МГПУ,
эксперт Национального Фонда подготовки кадров

Образование накануне великого исхода

Тенденция такова: школа теряет смысл в качестве транслятора знаний. И если мы хотим, чтобы через десять лет дети еще ходили в школу, нужно наполнить ее другими смыслами

Многие проблемы российского образования не есть нечто присущее только нашей стране. Во многих странах происходит публичное общественное обсуждение проблем образования. И везде говорят о необходимости перемен. Главный вопрос образовательных реформ – это вопрос перераспределения ответственности за результаты образования. За конечный результат должен отвечать не учитель, как это было до последнего времени, а ученик. «Необходимо избавиться от таких рецидивов фабричной системы, как понятие “ученик 5-го класса”. Каждый должен учиться по своей программе, в собственном темпе и ритме, в удобное для себя время. У каждого должно быть свое меню образования, подобранное под психологические, эмоциональные, физические способности личности», – говорит Александр Генис.
То есть индивидуальная образовательная программа и есть та форма организации учебного процесса, при которой ученик несет ответственность за свое образование: я сам выбираю свой собственный образовательный маршрут, и поэтому я отвечаю за этот выбор.
Во многих российских экспериментальных школах ясно прослеживаются попытки создать условия для того, чтобы дети могли простраивать собственные образовательные траектории. Расписание учебных занятий в старших классах этих школ составляется не по единому для всех учебному плану, не по количеству кабинетов и учителей, а по запросам учеников, которые выразили желание выбрать тот или иной предмет, определенный уровень его изучения, конкретного преподавателя. Учебные курсы распределены по модулям или блокам, вместо класса существует большое количество мелких групп, малых аудиторий. В процессе индивидуализации класс как постоянный коллектив людей, которые проходят одни и те же программы, что, кстати, предполагает типовой профиль, разрушается. Ученик может изучать математику в одной группе, а физику – в другой.
Формальные задачи, которые стоят перед детьми – получить документ о среднем образовании, сдать ЕГЭ, – сегодня можно решить и не посещая школы. Поэтому у нас постоянно растет количество школьников, выбравших обучение в экстернате, особенно это заметно в крупных городах. В этом году примерно 12–15 процентов одиннадцатиклассников Москвы ушли в экстернат.
Институт перестает быть единственным местом, где можно получить высшее образование. Это можно сделать дистантным образом в вузе другой страны. Вхождение России в европейское образовательное сообщество лишь усиливает эти тенденции.
Директор Центра образования «Царицино» Ефим Рачевский прогнозирует в 2015/16 году «массовый побег» из школы в открытое образование, в клубы по интересам, библиотеки, музейную педагогику…
Сегодня из альтернативных источников дети могут узнать гораздо больше информации, чем они узнают в школе. Значит, уже нет смысла поддерживать этот громоздкий институт в прежнем виде. Школа как основной источник базовых знаний отмирает. У нее появляются новые задачи. Например, задача создать комфортные условия проживания ребенка в детском сообществе, развить его коммуникативные способности. Или задача увеличения количества молодых людей, которые использовали бы свое гражданское право участвовать в голосовании. Или задача увеличить количество исков в суд по делам защиты собственных прав.
Правда, есть ряд сдерживающих факторов. Один из них – нехватка высококвалифицированных кадров, педагогов, способных работать по-новому. Типовые профили, типовые программы делаются для образовательных учреждений, которые не способны реализовать индивидуальные образовательные программы. Это делается для пассивных, плохо подготовленных учителей. Подстроиться под профили – самое простое решение.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru