Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №81/2003

Вторая тетрадь. Школьное дело

УЧЕБНИКИ

Компас в море информатики


Карьера в информационных технологиях.
М.: Аванта+, 2003

Книгой об информационных технологиях издательство «Аванта+» открыла новую серию «Энциклопедия профессий». Этот справочник пригодится как преподавателям на уроках информатики, так и тем ученикам, кто захочет связать свою дальнейшую судьбу с этой сферой деятельности. Информационные технологии авторы книги сравнивают с Чеширским котом из «Алисы в Стране чудес»: «Кот, безусловно, был, но стоило приглядеться к нему поближе, как его очертания медленно растворялись в воздухе». Сегодня к информационным технологиям нередко относят всё и вся. Но в данной книге под ними понимают непосредственно профессиональную работу с компьютером. В 1956 году основоположник современной теории информации Клод Шеннон назвал компьютер «усилителем мыслительных способностей человека». Думается, что в действительности «умная машина» увеличивает не мыслительные способности, а лишь скорость обработки человеком информации, но не в состоянии повлиять на скорость сопоставления, анализа отдельных единиц информации. Можно согласиться с тем, что «компьютер избавил человека от множества рутинных обязанностей и чисто механических занятий, освободив время для научных, творческих изысканий». В то же время информационные технологии преобразуют такие древние профессии, как музыкант, художник, верстальщик и даже коммерсант. Художник, например, может заняться компьютерной графикой или дизайном интернет-сайтов. А те же программисты вынуждены теперь параллельно овладевать и некомпьютерными специальностями. По мнению авторов книги, в не столь далеком будущем «обществу понадобятся специалисты, обладающие сразу двумя, а то и тремя профессиями, в первую очередь на стыке информационных технологий с экономикой, финансами, менеджментом и безопасностью».
Книга состоит из разделов, посвященных истории возникновения и эволюции компьютера, роли информационных технологий в обществе и их этическим и правовым аспектам, соотношению железа и софта, особенностям обслуживания компьютерных систем, возможностям различных профессий, связанных с компьютером, в том числе и учителя информатики, а также перспективам карьерного роста в инофирме или за рубежом. В приложении публикуется список наиболее важных журналов, посвященных информационным технологиям, и рейтинг профессий в информационных технологиях. Оказывается, самой престижной остается сегодня, если судить по величине оклада, профессия начальника отдела автоматизации ИТ-департамента фирмы – от 1000 до 3000 у.е. А наиболее дешево ценится профессия веб-программиста – от 150 у.е. Профессия же преподавателя информатики в школе в рейтинг вообще не включена. Об этой профессии в соответствующем разделе книги говорится, что «еще не так давно специальность «учитель информатики» буквально негде было получить, и в школах ее преподавали учителя физики и математики, а то и просто случайные люди. В неписаном рейтинге школьных предметов информатика стояла где-то между пением и физкультурой». Ныне существуют специальные центры подготовки учителей информатики, а сам предмет стал одним из самых престижных и популярных среди школьников. В книге даны весьма дельные советы, как его преподавать: «Лишь единицы выпускников выберут информационные технологии своей специальностью, а работать с компьютерами придется почти всем. И потому нет смысла «грузить» школьников языками и алгоритмами, а нужно научить их свободно пользоваться текстовыми редакторами, архиваторами, программами для вычислений, Интернетом и прочими практически полезными вещами… Умение получить электронное письмо или набрать и распечатать текст современному человеку нужно не менее, чем умение починить утюг или испечь пирог». Вместе с тем школьники должны получить и какое-то представление об основах теории информатики – столь же серьезной науки, как математика или география, поскольку именно информатика «способна научить детей мыслить по-новому, в соответствии с духом информационной эпохи». Проблема в том, в какой пропорции сочетать на уроках теорию и практику. Как справедливо отмечают авторы книги, «образование – не только получение навыков, это еще и развитие, и кругозор, включенность в общечеловеческий прогресс познания и привычка к самостоятельному познанию. И в этом отношении возможности информатики уникальны». Как кажется, человек, владеющий компьютером, всегда будет мыслить самостоятельно.
Приведены в книге и примеры наиболее успешных карьер в информационных технологиях. Первое место тут по праву занимает ставший легендой еще при жизни Билл Гейтс. Правда, в посвященном ему очерке подчеркивается, что в своем бизнесе «он сыграл роль на редкость ловкого финансиста, а вовсе не гениального разработчика программного обеспечения». Да, все-таки карьеры финансиста и специалиста по информационным технологиям – это «две большие разницы», и они требуют от человека различных качеств.

Борис СОКОЛОВ

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru