Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №81/2003

Вторая тетрадь. Школьное дело

РОДИТЕЛЬСКАЯ ГАЗЕТА

Семейное чтение


Н.О.ЗИНОВЬЕВА,
Н.Ф.МИХАЙЛОВА
ПСИХОЛОГИЯ
И ПСИХОТЕРАПИЯ НАСИЛИЯ.
Ребенок в кризисной ситуации
Санкт-Петербург, “Речь”, 2003

В книге Н.О.Зиновьевой и Н.Ф.Михайловой рассказывается об особенностях стрессовых расстройств и психологических травм у детей, подвергшихся насилию (эмоциональному, психологическому, физическому, насилию в школе...). «Пережитое в детстве насилие нередко приводит и к отдаленным последствиям, оказывает влияние на всю дальнейшую жизнь... Ребенок – жертва эмоционального насилия растет со знанием того, что он плохой и несостоятельный во всем. А ребенок – жертва психологического насилия вырастает зависимой личностью с “убитой душой”».
Эта книга – нелегкое чтение, но в обыденной жизни многие родители и учителя, сами того не замечая, увеличивают влияние факторов риска, ведущих к эмоциональному или психологическому насилию над детьми. Например, постоянные переживания отрицательных эмоций из-за конфликтов и ссор в семье приводят к тому, что чувства ребенка “замораживаются”. Привыкнув к постоянным окрикам: “Не реви!”, “А ну, потише!”, “Отстань, не мешай!”, ребенок перестает делиться горем или радостью, успехами, наблюдениями. «Родители и учителя должны знать, какие “воспитательные воздействия” ведут к развитию травмированной личности, отслеживать в себе тот момент, когда воспитание переходит на рельсы “отравляющей педагогики”». “Отравляющая педагогика” имеет свои “правила”, формирующие очень опасные для детей установки: “родители – хозяева ребенка”, “если родители сердятся – виноват ребенок”, “ребенок должен быть сломлен, и чем раньше, тем лучше”.
Во второй части книги “Психология и психотерапия насилия” рассказывается о различных направлениях и методах, которые используются в работе с детьми, подвергающимися насилию. Это и психоаналитическое консультирование, и игровые психотерапевтические методы. Самое сложное – установить контакт с ребенком, ведь он скорее всего будет постоянно проверять адекватными и неадекватными способами, насколько взрослый действительно о нем заботится. А основные усилия взрослого должны быть направлены на преодоление у ребенка, пережившего насилие, чувства собственной неполноценности, ущербности, чувства вины. Нельзя застревать в прошлом, в травматической ситуации насилия. Поэтому важно подвести ребенка к пониманию того, что забыть происшедшее нельзя, но жить с этим в новом качестве можно.
Н.О.Зиновьева и Н.Ф.Михайлова пишут: “В игровых методах надо делать акцент на сильных качествах характера, которые проявляет ребенок, и на его позитивных установках, которые помогают в трудных ситуациях”. В книге рассказывается, как научить ребенка принимать собственную внешность, как осознать свои негативные и позитивные эмоции, как с помощью игры дать почувствовать ребенку, что он совершенно свободен в выражении своих чувств и мыслей. Надо постоянно демонстрировать глубокое уважение к стремлению ребенка решить свои проблемы”.
В книге подробно рассказывается о методах “отыгрывания” травматических ситуаций с помощью игр с пластилином и с куклами, с помощью рисования и рассказывания историй, о песочной терапии и ролевых играх.

Владимир СЕВРЮГИН

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru