Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №80/2003

Вторая тетрадь. Школьное дело

ДЕТСКАЯ ПЛОЩАДКА 
 

Как часто мы сегодня слышим, да и сами этим грешим: мой ребенок совсем не читает!
Лукавим. Наши дети читают. Другое дело, что мы недовольны: не то читают, что нужно.
А кому нужно и для чего?
Если мы, учителя и родители, однажды сможем честно ответить себе на вопрос и признать за детьми право на собственное, пусть и ошибочное литературное ученичество, приведет ли это к новым, выстраданным ими, выкристаллизованным творческим высотам? Как знать…

Елена ИВАНИЦКАЯ

Демарш Турецкого

Победить масскульт нельзя. Избежать его влияния трудно.
Единственный выход – научить детей критически относиться к подобной продукции

Напор продукции маскульта – объективный факт. Сколько бы подростки ни переключали телеканалы, никуда им не деться от сериалов по сочинениям Марининой – Донцовой – Незнанского. Все эти «Каменские» и «Турецкие» так и лезут в глаза. Подойдя к лотку с книгами, обязательно наткнешься на пестренькие книжки тех же или таких же авторов.
Родители и учителя, искренне возмущенные массированной атакой рыночных поделок, периодически призывают к различным запретам и санкциям. Но эти всплески ни к чему не приводят. Беда в том, что взрослые и сами почитывают то же «чтиво» и смотрят тот же «хлам». И объяснять, почему во все времена большинство читателей и зрителей тянулись именно к развлекательному, тривиальному, рыночному псевдоискусству, не собираются.
Первую треть XIX века называют пушкинской эпохой, золотым веком отечественной культуры. Но кого это блистательное время наградило успехом, доходами и массовыми тиражами?
Созданный Пушкиным журнал «Современник», где впервые была напечатана «Капитанская дочка», читательского энтузиазма, увы, не вызвал и принес поэту одни заботы и долги. Зато какой оглушительный успех выпал на долю авантюрно-назидательного романа Фаддея Булгарина «Иван Выжигин»! Он был переведен на французский, итальянский, немецкий, английский, литовский и польский языки. Поразительный исторический факт, который ставит нас перед тем же вопросом, что и современные переводы чуть ли не на все европейские языки книжек Александры Марининой: зачем? Для современного вкуса никакого «Ивана Выжигина» просто не существует. Это нечитаемо. Однако публика пушкинской эпохи «глотала» роман, как нынче глотают Марининых – Бушковых.
Исследователь Абрам Рейтблат убежден, что у автора «Ивана Выжигина» и у таких, как он, тоже было свое культурное дело – писать доступно, расширять читательский круг, цивилизовать средний класс, а заодно и литературный быт, внося в него здоровый дух коммерции. А что делают современные лидеры маскульта? Расширять читательский круг уже не надо – все грамотные. Авторы маскульта давно не цивилизуют класс читателей, а отбивают его от классики и серьезной современной прозы. Вносить в литературный быт дух коммерции тоже вроде бы уже не надо. Но даже заявив, что влияние маскульта целиком вредно, мы все равно не ответим на вопрос, почему он столь востребован. И не убережем неокрепшие души подростков от этого мусора.
Фильмы и книжки коммерческих жанров переполнены бесконечными сценами агрессии. Провоцируют ли частые изображения зла и насилия в массовом искусстве агрессивное поведение юного зрителя (читателя) в реальности? Так и подмывает закричать: «Конечно!» Но настоящих исследований этой проблемы у нас не проводится. И в своих опасениях мы остаемся на уровне эмоций и разрозненных фактов.
В 2001 году вышел русский перевод капитального труда известного американского психолога Леонарда Берковеца «Агрессия: причины, последствия, контроль». Опираясь на многочисленные исследования, проведенные среди американских школьников и студентов, Берковец утверждает: остается спорным, недоказанным, что культивирование агрессии на страницах книг и на экране непосредственно провоцирует агрессивное поведение подростков в жизни. Доказанным является другой факт: часто восприятие сцен зла и насилия создает устойчивое впечатление о мире как о ненадежном, злом, изначально опасном и угрожающем. Такую картину мира Берковец называет «параноидной» и свидетельствует: она неизменно складывается у юношей и девушек, которые часто и некритично читали и смотрели произведения коммерческих жанров – боевики, детективы, триллеры, «черные» готические романы и фильмы.
Спросим себя: а у нас самих, у родителей и педагогов, разве не параноидная картина мира сложилась? Разве мы в силах формировать для детей разумную и безопасную среду обитания? Ничего подобного. Мы постоянно твердим, что не живем, а кое-как выживаем в страшном и опасном мире, где правят бесчеловечные силы, где совершаются преступления, где от простого человека ничего не зависит.
Вот вам и ответ, почему коммерческие произведения активно востребованы. Социолог Мария Левина считает, что в маскульте актуальные для современного человека проблемы и тревоги пропущены через «невротический фильтр», отражающий состояние неуверенности и дезадаптации, вызванных переменами в обществе. Маскульт формирует в своих произведениях такую картину мира, которая у нас некритично сложилась, и в свою очередь подпитывает ее. Можно смело сказать: маскульт создает для нас комфортную интеллектуальную и эстетическую среду, то есть потакающую нашим иллюзиям. «Потребление произведений маскульта проходит обычно вне профессионального внимания, анализа и рекомендаций», – вторит Левиной социолог Борис Дубин.

Взрослые и сами почитывают то же низкопробное «чтиво» и смотрят тот же антикультурный телевизионный «хлам». А объяснять, почему во все времена большинство читателей и зрителей тянутся именно к такому тривиальному, рыночному псевдоискусству, не собираются.
Между тем вредное влияние масскульта можно снизить, научив подростков смотреть на него со стороны, критическим взглядом, помогая им из потребителя-глотателя постепенно превратиться в разумного читателя и зрителя.
Другого противоядия пока не придумано

Учитель литературы не заговорит о Дарье Донцовой. Учитель истории не обсудит с учениками «Гардемаринов». А между тем, как утверждает Берковец, вредное влияние маскульта можно снизить простейшими средствами. Когда школьники получали задание отметить при чтении или просмотре боевиков и ужастиков, какими приемами авторы создают атмосферу страха, какие идеи пытаются провести, у них тут же включалось критическое отношение к этой продукции. Они уже не «глотали» ее, а внимательно наблюдали за ней. И за собой, потребителем, тоже.
С антикультурным воздействием массовых жанров не удастся справиться с помощью запретов. И замалчивание тут неуместно. Но если с помощью педагогов и родителей подросток, увлеченный маскультом, научится смотреть на него со стороны, критическим взглядом, из потребителя-глотателя он превратится в разумного читателя и зрителя.
Попробуйте задать подростку, который усаживается перед экраном или открывает боевик, несколько вполне нейтральных вопросов: зачем, по-твоему, автору понадобилось столько убийств? Как ты думаешь, какую идею хотел внушить тебе автор? Тебе нравится то, что внушают? Ты сильно внушаемый человек?
Трезвое, спокойное критическое обсуждение – единственное противоядие против маскульта.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru