Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №80/2003

Вторая тетрадь. Школьное дело

ШКОЛЬНОЕ ДЕЛО 
 

Ангелина ЧЕКАЛИНА,
психолог

Осторожно: универсальный инструмент!

Школа как будто знает лишь четыре типа человеческой психики: двоечник, троечник, хорошист и отличник

Чрезвычайно важный момент во взаимодействии учителя и ученика – оценка. Оценочное суждение педагога выносится в социум как некий эталон, образец, согласно которому ученик должен мыслить, действовать. Суждение это обладает большой силой и влиянием. Но часто ли задумывается педагог над тем, кому именно он адресует свое оценочное суждение и насколько по-разному воспринимается оно?
Ученик – это не абстрактное существо. Это прежде всего ребенок определенного возраста, личность. Это человек с определенным (на тот или иной момент времени) эмоциональным настроением и состоянием, исполняющий в своей жизни множество психологических ролей.
Ученик всегда имеет мужской или женский род, мужской или женский пол и так или иначе осваивает мужскую или женскую модель поведения.
Мы знаем, что мальчики и девочки по-разному играют и общаются, утверждают свою индивидуальность и проявляют агрессивность, сочувствуют и заботятся, решают новые задачи и находят дорогу в незнакомой местности.
По последним данным отечественных физиологов, у 2/3 девочек к поступлению в школу уже сформированы графические навыки, речь, понимание предложенной учебной задачи, в то время как каждый второй мальчик начинает школьное обучение в состоянии «незрелости», у девочек выявлен более высокий уровень смысловой памяти, их исходный уровень работоспособности достоверно лучше. Мальчики хуже, чем девочки, адаптируются к школе. И все это необходимо учитывать при оценивании достижений ребенка.
Мальчики чаще стремятся к независимости: они утверждают свою индивидуальность, стараясь отделиться от воспитателя (обычно от матери). Для девочек более приемлема взаимозависимость: они обретают собственную индивидуальность в общении с другими. Для игр мальчиков более характерна групповая деятельность, игры девочек происходят в меньших по размеру группах. В их группах меньше агрессивности, больше взаимности, здесь чаще подражают взаимоотношениям взрослых, а разговоры более интимные и доверительные.
Но отсюда следует, что при одной и той же методике обучения, при одном и том же учителе мальчики и девочки приходят к одним и тем же учебным результатам разными путями, используя разные стратегии мышления, разные особенности восприятия и ожидая разной оценки от учителя.
Что ожидает девочка, выслушивая оценку учителя? Если говорить о «среднестатистической» девочке, то она ориентирована на «априорную» симпатию со стороны окружающих, на эмоциональную поддержку и внимание. Она ориентирована на межличностные отношения и потому в оценке учителя слышит не только (и не столько!) текст, сколько то, как она выглядит при этом со стороны, как к ней теперь будут относиться. Для такой девочки очень важно эмоциональное поощрение успеха, его подтверждение через слова, прикосновения, жесты, взгляд.
Что касается мальчиков, то они чаще убеждены в том, что любовь окружающих надо заслужить. Эмоции, высказываемые учительницей, для них не имеют такой притягательной силы; для них важнее материальное поощрение успеха. Это доказательство их силы, авторитета, власти. Такой мальчик больше ориентирован на сущность предмета обсуждения, на поиски ответа, а не на то, как это обсуждение повлияет на отношение к нему детей, изменит ли его отношения с учителем. Поэтому учительская фраза «я тобою довольна» для него ничего не значит, ему гораздо важнее знать, чем именно доволен учитель.
Впрочем, в каждом классе есть мальчики и… мальчики. Стремящиеся к успеху, уверенные, смелые, открытые и решительные, оптимистичные и – робкие, чувствительные к наказанию, тревожные и недоверчивые… Точно так же различаются и девочки.
Как реагируют на одну и ту же оценку учителя столь разные дети? Можно предположить, что по-разному. Но есть ли у педагога возможность учитывать все это многообразие в своей работе?


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru