Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №80/2003

Вторая тетрадь. Школьное дело

ШКОЛЬНОЕ ДЕЛО 
 

Рустам КУРБАТОВ,
лицей «Ковчег-XXI»
г. Красногорск

Пятибалльные идолы

Что мы приносим в жертву школьным отметкам и почему их тирания кажется для многих лучшей формой педагогической власти

По поводу школьных оценок спорят до хрипоты: критерии, основания, формы... Выставлять баллы (5, 10, 12) или писать характеристики, организовывать коллективную рефлексию или проводить стандартизированные тесты? Процедура оценивания неизбежна в любой человеческой деятельности. А что школьная оценка? Хочется, чтобы она становилась для ребенка поддержкой, стимулом к развитию. Но в существующей системе почему-то любые инновации в области оценивания неизбежно приносят детям слезы и разочарование, а учителям лишнюю головную боль. Взять хотя бы идею «портфолио», которая в чьих-то руках ловко превращается в... инструмент разделения учеников на «чистых» и «нечистых».
Поэтому, вероятно, стоит поговорить не о том, за что и как ставятся школьные отметки, а о том, для чего это делают педагоги. Какую роль играет отметка в нашей школе? И почему она воспринимается исключительно как грозное оружие в руках взрослых: средство заставить детей делать то, что по доброй воле они никогда бы делать не стали?
В конечном счете вопрос об оценке – это вопрос о ценностях, на которые ориентирована школа. А значит, вопрос о ее перспективах. В этом и состоит смысл продолжающегося разговора на эту тему.

В чем сила школы?

У школьного насилия множество форм. Есть явные – крики, угрозы, вызовы родителей. Есть скрытые – уговоры, увещевания, попытки «морального» воздействия.
И дело не в том, что ученики плохие или учителя злые, – дело в самой природе школы. Школа как система не работает без применения силы, направленной на ученика извне. То есть – без насилия.
Именно потому выражение «сильный учитель» стало оценкой профессионализма преподавателя. Да, если ты работаешь в школе, нужна сила – чтобы сдержать натиск детской энергии и заставить ребенка делать то, что он не хочет делать. Но чтобы он думал, что делает это добровольно.
Арсенал средств, позволяющих учителю осуществить действие педагогического насилия, богат. И есть один проверенный, универсальный и надежный инструмент, лучше которого ничего не придумала и вряд ли придумает педагогика. Это школьная оценка.
Школа немыслима без оценки. Кажется, что так было всегда и везде и другого быть не может.
Правда, в Законе «Об образовании» есть статья о том, что «образовательное учреждение самостоятельно в выборе системы оценок, формы и периодичности промежуточной аттестации учащихся».
И не важно, что за 12 лет действия закона лишь считанные школы воспользовались этим правом. Важно, что, оказывается, учитель в принципе имеет право не ставить оценку по пятибалльной шкале. И отказ от пятибалльной схемы оценивания – не педагогическая ересь и не маниловское благодушие. А возможность, прописанная в законе. Нам дали свободу – и только от нас зависит, что с нею делать. Теперь вопрос способов оценки – вопрос собственного выбора учителя.

Традиционная система: аргументы «за»

Каковы типичные аргументы, которые приводят сторонники традиционной системы школьного оценивания?
Без отметки в дневнике или классном журнале ученик попросту не будет работать. Учеба – это тяжелый труд, и наша главная задача – научить ребенка трудиться. А только «на интересе» работать нельзя, иногда необходимо сказать ребенку «надо».
Без отметок в дневниках родители не будут знать о результате работы ученика. Притом значительно проще поставить всем известный «значок»: «3», «4» или «5», чем полчаса объяснять, что ученик умеет делать, а что нет.
Школьная оценка задает систему ценностей для детского коллектива – предлагает детям четкую и понятную систему координат: что такое хорошо и что такое плохо.
Регулярная оценка в форме жестких и определенных баллов приучает ученика к реалиям взрослой жизни. Без оценки слабые ученики будут думать, что у них все хорошо, а после окончания школы их постигнет тяжелое разочарование.
Пятибалльная оценка проста и универсальна. Каждый человек на территории бывшего Советского Союза знает, что такое выполнить работу на троечку и чем четыре с минусом отличается от трех с плюсом. Пятибалльная оценка у нас в крови. Это почти юнговский архетип.
Ученики сами просят ставить им отметки.
Так что не надо вводить в искушение детей. Пусть отметка – зло, но отмена ее была бы злом несравненно большим.

Аргументы «против»

Пятибалльная оценка – ложь. Что такое, к примеру, оценка «4»? Обратимся к тексту «Инструкции о применении цифровой пятибалльной системы оценки успеваемости и поведения…», утвержденной Народным комиссариатом просвещения РСФСР 29 февраля 1944 года, – того документа, которым мы должны руководствоваться, выставляя оценку:
«Балл «4» ставится в том случае, когда учащийся знает весь требуемый программный материал, хорошо понимает и прочно усвоил его. На вопросы (в пределах программы) дает правильные, сознательные и уверенные ответы (…) В устных работах и письменных ответах пользуется литературно правильным языком и не допускает ошибок».
Любой учитель понимает, что соблюдение такого рода инструкции либо утопично, либо бессмысленно.
Пятибалльная система, по сути, трехбалльная. Единица – знак того, что у учителя сдали нервы; двойка – это нулевые знания; остается «три», «четыре» и «пять». При этом дистанция между «слабой» и «заслуженной» тройкой огромна и никак не отражается в том, что формально получает ученик.
Пятибалльная система совершенно не способна отразить реальное положение дел, и полученные ребенком оценки не являются достоверным показателем его учебной успешности. Если по математике и русскому языку существуют хоть какие-то критерии (количество ошибок в диктанте и контрольной работе), то по другим предметам – все на совести преподавателя. И четверка даже в двух соседних школах – это «две большие разницы». Все попытки сделать школьную оценку более объективной терпят очевидное фиаско.
Принцип балльной оценки противоречит решению задачи по развитию детской коллективности. Группы троечников, хорошистов и отличников в средней школе превращаются в весьма устойчивые и непреодолимые «касты»: здесь есть свои «брахманы» и «неприкасаемые».
Школьная оценка вовсе не является стимулом к учебе. Она несет в себе страх наказания, становится средством удовлетворения тщеславия. Но стимулом может быть либо содержательный интерес, либо осознание полезности учебы. Отметка же, как золотой телец, затмевает и то и другое.
Школьная оценка наносит по психике ребенка удар, последствия которого проявляются на протяжении всей последующей жизни. Взрослый человек как бы продолжает оценивать действия окружающих его людей по пятибалльной системе. Таким образом, задается ограниченность взгляда на мир.

Подумайте о себе

И еще один – последний аргумент… Даже не аргумент – ощущение.
В какой-то момент понимаешь, что балльные оценки ставить просто противно. Противно видеть в глазах детей страх возможного наказания за двойку. Противно слушать их уговоры «спросить еще раз» и «не ставить тройку». И совсем невозможно видеть их «счастье» от полученной пятерки, когда понимаешь, что реальное потенциально богатое содержание твоего диалога с ребенком умирает в этом акте формального оценивания. Когда искренность и чувство опускают до уровня инструкции Наркомпроса 1944 года.
Так что рассуждая о важности школьных оценок, стоит подумать не только о детях, но и о самих себе. Хотим ли мы, работая в школе, сохранить способность чувствовать, переживать, любить? И можем ли мы сохранить эту способность, каждодневно загоняя ее в некий универсальный балльный формат?
Попробуйте неделю-другую не помечать свое отношение к ребенку и его учебным успехам с помощью привычных отметок, объявите краткосрочный мораторий – и сразу все станет на место. Если ученикам будет интересно то, что вы говорите и делаете, – они будут работать.
Отказ от отметок вскроет всю фальшь и неестественность нашего образования. И тогда нам придется думать не о баллах и процентах успеваемости, а о содержании образования, о том, в чем состоят собственные интересы ребенка – и придется строить новое образование – с опорой на эти интересы.

Интересы ребенка

Итак, в чем состоят те интересы ребенка, на которых можно строить качественное образование, не основанное на насилии и вражде?
Ребенок хочет сильных ощущений.
Ему интересно все: он любит смотреть в окно, разглядывать картинки, слушать страшные сказки и смешные истории. А что в школе? Вместо интересных историй – параграфы и резюме; вместо опытов – графики и формулы; вместо свободного пользования родным языком – синтаксис сложноподчиненного предложения; вместо наблюдений за природой – таблица Менделеева. Вместо наблюдения и переживаний – «понятия»!
Если мы хотим настоящего сотрудничества с учеником, мы должны говорить с ребенком на его языке – языке чувств и ощущений. Синтез чувства, зрительного образа и словесного определения – это и есть настоящее понятие.
Ребенок хочет, чтобы его труд имел результат.
Деятельность, активность – в природе ребенка. Когда он маленький – ему надо лазить, бегать, прыгать, разбирать и собирать игрушки – играть. Когда становится взрослее – важно, чтобы деятельность стала серьезной и имела результат. Тот, который можно подержать в руках, показать друзьям, похвастаться перед родителями. Работа без овеществленного результата невозможна. Два исключения: социалистическая экономика и школа.
В чем может заключаться результат детского труда? Решение нестандартной задачи по математике, написание своего текста по литературе, проведенное исследование по физике, химии или биологии, воображаемые диалоги с человеком другой эпохи – по истории… Все детские шедевры – употребляю это слово без иронии – публикуются в школьном журнале или, к примеру, записываются на видеокамеру.
Ребенок хочет думать самостоятельно.
Ребенок любит задавать вопросы. «Как? почему? зачем?» – это естественное для ребенка любопытство. Оно, увы, проходит уже в первых классах. В школе все готовое: и вопросы, и ответы – остается слушать, запоминать, повторять.
Настоящее сотрудничество, настоящая «школа для ребенка» – это школа, где учитель не дает готовых ответов. Более того, он не дает и «готовых вопросов» – он лишь подводит ученика к непониманию и удивлению. Вопрос должен задать сам ученик: если нет вопроса – то и не на что отвечать… Без удивления не может быть настоящего мышления.
Ребенок хочет общаться.
Подросток ходит в школу, чтобы общаться. Учиться – это второе дело. И что же? Десятиминутные перемены и редкие записочки на уроках – вот что остается для общения в школе.
Если мы хотим строить школу «от ребенка», мы должны дать ему возможность общаться на уроках – например, при работе в группах.
Ребенок хочет успеха.
Успех связан с чувством – «я могу!», «у меня получается!». Это здоровый допинг для нашей нервной системы. Без этого допинга никто – ни взрослый, ни ребенок – работать не будет. Почему же в школе так много неуспешных учеников? Может, потому, что они просто не хотят учиться? Но любой ребенок хочет – до тех пор, пока ему не скажут один, другой, третий раз, что он не может. Не может решать задачки, писать грамотно, сочинять свои истории…
Чтобы не разрушить веру ребенка в свои силы, чтобы поддерживать в классах постоянную «ситуацию успеха», школа должна отказаться от «единых требований» ко всем ученикам. Каждый ученик должен получать посильное ему задание. Только в этом случае работа будет успешной и принесет ему радость.

Такова «программа» со стороны ребенка. Хорошо организованный труд, самостоятельное мышление, радость от работы – но разве мы, взрослые, хотим чего-то другого?
Школа, построенная на этих основаниях, – это не просто «школа для ребенка». Это школа общего языка, школа диалога – взрослого и ребенка. Это пространство, где соединяются два потока: детский интерес – с одной стороны, и мышление как основная ценность взрослой цивилизации – с другой.
В такой школе отметка не нужна. Ее даже не надо специально отменять никаким приказом или положением. В такой школе о ней просто некогда думать – ни ученику, ни учителю.
Но как же «текущий контроль» и «итоговый результат»?
Для текущего контроля – лист индивидуальных достижений (в нашей школе – «Маршрутный лист»). Это перечень основных этапов работы над темой и отметки – «плюсики» – о выполнении работы.
Итоговый результат – сборники творческих работ ученика (в нашей школе – альманахи, школьный журнал, видеофильмы). Это самые интересные работы ученика за четверть или за год. В печатной форме или на видеопленке.

* * *

Двенадцать лет – за исключением кратких периодов малодушия – работаю в средней школе без оценок. Перелистывая журналы и просматривая заново видеокассеты за эти годы, понимаю: все что получилось – получилось только благодаря тому, что мы с учениками работали именно так.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru