Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №78/2003

Четвертая тетрадь. Идеи. Судьбы. Времена

ЛЮБИМЫЙ ГОРОД
СЮЖЕТЫ

Островная лечебница

На восточной окраине острова, за улицей Интернациональной, находится одна из знаменитых достопримечательностей города – старинный Морской госпиталь. Это действующая достопримечательность. Сегодня в старых стенах размещен Госпиталь имени Семашко.

Первое упоминание о здешнем госпитале относится к 1715 году. Генерал-адмирал Ф.Апраксин среди прочих кронштадтских прожектов упоминал, что здесь требуется “зделать гофшпиталь”. А уже спустя два года комендант крепости Порошин доложил о том, что госпиталь построен.
Поначалу госпиталь был размещен в казармах неподалеку от Лесной и Средней гаваней. Казармы оказались неудобными, и в 1721 году приказом Петра Первого госпиталь был переведен в здания каменной постройки, размещавшиеся рядом. А спустя еще два года Петр рассудил, что держать в центре города больных (в том числе и заразных) ни к чему, и отдал новое распоряжение: “Шпиталеты делать прочные по морю немного уступя от каменных домов к осту и делать деревянные, обруся и прикрасить, так как амбары на малой Неве; делать от адмиралтейства”. После чего госпиталь возник на современном месте.
Любопытно было финансирование этого учреждения: “На содержание обретающихся в адмиралтейских Петербургской и Котлинской госпиталя морских и адмиралтейских болящих служителей, с истекшего 1720 г. как от флагманов, так и от высших офицеров и мастеров и всякого чина морских и адмиралтейских служителей, кроме незаписных плотников и 3-й статьи матросов и солдат, вычитать по пропорции жалования из чина в год по деньге с рубля”.
То есть действовал своего рода социальный налог.
Впрочем, до пациентов явно доходили не все деньги. В 1728 году адмирал Сиверс извещал Адмиралтейство о том, что “в бытность его ныне при Кронштадте во время надзирания тамошнего госпиталя, усмотрел он в том госпитале многих немощных, которые рубах на себе не имеют, також постели и простыни, кои есть весьма плохи и ветхи, а некоторых простыней и не имеется, також обретающиеся там каторжные невольники явились весьма безодежны, и в том, паче в нынешнее зимнее время, терпят не малую нужду и в работы послать не можно. Того ради коллегию приказал, как в госпиталях немощных по регламенту рубахами и постелями, так каторжных одеждою снабдить немедленно и впредь в том иметь крепкое смотрение”.
Но постепенно хозяйство налаживалось. Госпиталь становился все удобнее и совершеннее. Разве что в Великую Отечественную войну он очень сильно пострадал. Одна из медсестер писала: “Подъезжаем, а я не узнаю места. В госпиталь попали бомбы… Он горел. Сплошной стеной стояла кирпичная пыль, дым застилал глаза. В хирургическом отделении я увидела свою подругу операционную сестру Марию Герасимову, бледную, с дрожащими губами. Вместе с другими работниками отделения она выносила лежачих больных”.
Но и эту напасть госпиталю удалось пережить.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru