Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №78/2003

Первая тетрадь. Политика образования

ПОЛИТИКА ОБРАЗОВАНИЯ

Предвыборный список виноватых

Партия власти ищет, на кого свалить вину за бедственное положение школы.
И по-новому смотрит на Министерство образования...

В четверг, 30 октября, лидер партии «Единая Россия», министр МЧС Сергей Шойгу, встречаясь со студентами в городе Благовещенске, подверг резкой критике все реформы Министерства образования.

Выступление лидера партии передали центральные каналы телевидения и информационные агентства. В качестве примера процитируем текст с сайта РТР-Вести.Ru: «Сопредседатель Высшего совета партии “Единая Россия” Сергей Шойгу подверг критике проводимые Министерством образования реформы. На встрече со студентами и преподавателями Амурского государственного университета он назвал действия Министерства образования хаотичными, не имеющими конкретных целей. Шойгу также выразил несогласие с идеей Министерства образования о сокращении почти в 10 раз количества государственных вузов. “По всей стране гуляет проект постановления правительства о сокращении количества вузов – почти в 10 раз, – заявил Сергей Шойгу. – Такое огульное сокращение приведет только к очередному обвалу в системе подготовки кадров страны».
Похоже, министр образования В.Филиппов назначен на роль стрелочника в предвыборной кампании правящей партии, а модернизация системы выбрана как пример неудачных реформ и предмет дежурной критики.
Меня трудно заподозрить в излишней любви к Министерству образования. Но именно потому, что мне приходится часто спорить с ведомством, я категорически против подобного рода критики.
Несомненно, правительство понимает, что со стороны всех партий кроме «Единой России» на власть скоро могут посыпаться обвинения в том, что система образования доведена до кризисного состояния.
Оправдываться в такой ситуации очень трудно: учителя получают мизерную зарплату, и ту не вовремя, школьные здания рушатся и горят, с учебниками и оборудованием просто беда.
Но в то же время на волне всеобщей модернизации правительство и от системы образования требует реформ и перемен. При этом финансируя ее по остаточному принципу.
Что в этой ситуации остается делать министерству?
Отобрав все льготы у образования, не только финансовые, но и социальные, правительство само загнало министерство в узкое пространство псевдореформ: стандарты без полновесного финансового норматива, изменение содержания образования без привлекательной зарплаты учителям и обеспечения мало-мальских условий жизнедеятельности школы.
Что в таких условиях оставалось руководству образовательной сферы?
Разрабатывать и реализовывать неэффективные внутриведомственные псевдомодернизационные проекты, чтобы хоть как-то обозначить направления реформ.
И эти направления объективно верны. Систему перехода из школы в вуз надо немедленно менять: она неэффективна ни социально, ни экономически. И сроки обучения можно варьировать – только для этого надо серьезно укрепить материально-техническую базу системы образования, и профильное обучение перспективно – только на него надо тратить средств в два раза больше, чем сейчас. И конечно, общественное управление образованием необходимо развивать, но не только для контроля или спонсорства, а для развития гражданских институтов образовательной политики. Все это требует и политической воли, и больших средств, которых системе образования не дают. А если и дают, то под интересы смежников – например, для информатизации.
Впрочем, все это для партийных деятелей не важно.
А важно им отвести удар от себя и направить недовольство в нужное им русло.
И таким вот образом партия власти хочет победить коммунистов и правых? Но ведь выиграв выборы на волне критики образовательной политики (своей же), надо будет потом идти в Комитет по образованию и науке Госдумы и рулить в правильном направлении. Правда, в Думе нынешнего состава такого стремления у проправительственных фракций почему-то не наблюдалось.
Мы полагаем, что даже в разгар предвыборной кампании образование должно оставаться вне политической борьбы. Уж во всяком случае не быть предметом критики по принципу: «Я, конечно, не знаю, как там на самом деле, но мне не нравится».
…В конце лета господин Шойгу демонстрировал всей стране усилия по наведению противопожарного порядка в российских школах. Хорошо было бы услышать о результатах этой громкой кампании.

Александр АДАМСКИЙ

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru