Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №77/2003

Четвертая тетрадь. Идеи. Судьбы. Времена

ТЕОРЕМА СОЦИУМА 
 

Игорь ЯКОВЕНКО,
доктор философских наук

Зона повышенного риска

Извечный российский нигилизм по отношению к любым инструкциям и правилам исключительно опасен в современной жизни. И не только в обращении с техникой

Наш соотечественник вряд ли может объяснить себе или другим, почему без крайней надобности перебегает дорогу перед автомобилем или походя нарушает правила техники безопасности. Почему любые правила и предписания вызывают в нем протест.
Он явно сродни чеховскому злоумышленнику – герою рассказа, крестьянину, отвинтившему гайку, которая крепила рельс железной дороги, себе на грузило для рыбной ловли. Следователь тщетно пытается объяснить мужику, что тот подвергает риску пассажиров железной дороги. Вся деревня откручивает гайки на грузило и рубит деревья в казенном лесу. Нельзя, но можно. С умом, конечно, не вырубая все подряд, чтобы лес успел покрыть недостачу, не отвинчивая обе гайки – одну обязательно оставим.

Динозавр внутри нас

Что же объединяет нашего соотечественника, обычно с полным средним образованием за плечами, знакомого не понаслышке с последними чудесами науки и техники, и темного мужика из давно ушедшей от нас традиционной жизни?
Традиционное общество, когда оно переживает модернизацию, порождает особые риски.
Любое общество неоднородно; рядом с глубоко модернизированным сектором всегда есть другой, где элементы рационального пронизаны и переплетены с мифами и предубеждениями вполне традиционного свойства. А еще есть мир маргиналов и неприспособившихся, где живут по моделям присваивающего хозяйства, восходящим к палеолиту. Прибавьте к этому постоянно растущий сектор мигрантов из мест еще более традиционных и архаичных. Так что современная «чугунка» никак не может миновать зону расселения «злоумышленников».
Мало того: человек нового времени, рационалист по образованию и самоощущению, оказывается традиционалистом по сердечной склонности, по глубинным, мало осознаваемым импульсам. «Злоумышленник» обнаруживается внутри стрелочника на железной дороге, машиниста и даже конструктора «чугунки». Такого рода – частично модернизированное – сознание с необходимостью продуцирует дополнительные риски.
Свидетельство географа Б. Родомана: «К северу от Ярославля дачники разместились на бывшей свалке отходов ртути и мышьяка». Вдобавок «особенно интенсивно растут дачные поселки под высоковольтными линиями электропередачи – ЛЭП. Если расстелить там кольцо из проволоки, то можно зажечь лампочку. Выходные дни и отпуска проводят под высокочастотным облучением, под жужжание проводов. Собираются ли рожать детей пребывающие здесь женщины и девочки?».
Что это? Варварство, невежество, низкая культура? Но каждая третья, если не каждая вторая семья дачевладельцев в нашей стране – люди с высшим образованием. Они слышали и о мышьяке, и о выскочастотном облучении.
Все они не раз говорили друг другу, что «начальство» ни в грош людей не ставит, – но это же зеркальное отражение массовой самооценки. В нашей культуре давно утвердилась крайне низкая цена человеческой жизни.

Мы за ценой не постоим

Традиционный человек переживает мир целостно. Он учится у мастера «из-за спины», повторяя, копируя, вживаясь в целостность ритуальной, по сути, ситуации. Ритуально-магическое переживание мира для традиционного человека – ценность и единственно нормальное состояние. Всяческий анализ, членение, дробление предмета вызывает в традиционном сознании чувство иррациональной тревоги.
Человек аналитической культуры мыслит технологический процесс как цепь четко описанных процедур. Внимание к процедуре как культурной ценности есть один из итогов развития европейской цивилизации. На этом пути можно отметить и Аристотеля с его логикой, и многовековую школу схоластики, и особое внимание к процедуре в системе права, и опыт парламентаризма, и алхимическую традицию, воспитывавшую предельное внимание и точность предписанных действий, и многое другое. В результате рождается определенный тип культуры и соответствующий ему тип личности.
В русской культуре процедура – не важно чего: производственного технологического цикла, или социального взаимодействия, или мыслительного процесса – переживается как вещь второстепенная, способная заслонить главное: цель. Увести от сути. Ею можно, иногда и нужно, пренебречь. Знаменитое вопрошание «Судить тебя по закону или по совести?» – есть вопрос: остаться в пространстве процедур или уйти в мир существа дела?
Недавно исполнилось семьдесят лет со дня убийства Павлика Морозова. Суд над обвиняемым в убийстве, как пишут историки, шел в большом зале, украшенном лозунгами «Смерть убийцам Павлика Морозова». В перерывах между заседаниями суда играл оркестр. Обвиняемые несколько раз хотели сообщить, что на следствии их пытали – им не давали говорить. Адвокат отказался защищать обвиняемых.
Забудем о специфике сталинской эпохи. Самую чудовищную судебную расправу можно было бы обставить более пристойно. Но то, что было, возможно только в обществе, презирающем любые судебные процедуры.
После 1993 года в российском обществе накапливается некоторый опыт политической и парламентской жизни. Массовый человек узнает из СМИ о роли и существе политических процедур – электоральных норм, парламентского регламента и т.д. Но скандалы с нарушениями процедур в ходе региональных выборов, ставшие постоянным фоном политической жизни, свидетельствуют в том числе и о пренебрежении общества к процедуре.
Расследование аварии на подводной лодке «Курск» обнаружило целый букет нарушений технологии работы с личным составом, с оружейными системами, с системами аварийной эвакуации личного состава и т.д. Статистика аварий убеждает нас – дело не в конкретной ситуации на АПЛ, на Северном флоте или в армии вообще. Дело в культуре нации.
В России исторически сложился незаконопослушный человек. Он не понимает, что европеец, дожидающийся зеленого сигнала на пустой улице, испытывает чувство самоуважения и выполненного долга. Что в этой, бессмысленной для варвара, верности норме он усматривает критерий отношения человека к миру цивилизации.
Наше общество изменяется настолько стремительно, что культура не поспевает за этими изменениями. Но осознанная, проговоренная вслух, вытащенная на свет Божий проблема вчетверо легче. Осознав природу конфликта слабо осознаваемых установок и глубинных импульсов, мы обретаем шанс разобраться в самих себе.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru