Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №77/2003

Первая тетрадь. Политика образования

ПОЛИТИКА ОБРАЗОВАНИЯ 
МИНИСТЕРСТВО-КОЛЛЕГИЯ 

Ольга ДАШКОВСКАЯ

Страна Советов по профильному обучению

В каждом регионе и муниципалитете будут созданы минимум три структуры, ответственные за введение профильного образования. Пока это главный итог эксперимента

На днях состоялось совместное заседание коллегии Министерства образования и президиума РАО. Обсуждался план введения профильного обучения в старших классах. Выяснилось, что уже сейчас эксперимент отстает от графика. Зато точно известно, когда итоговый доклад о нем будет подан в правительство.

Согласно намеченному графику с 1 сентября 2005 года запланирован переход к предпрофильному обучению в масштабах всей страны, через год – к профильному. С 1 сентября нынешнего года в 10 регионах стартовал эксперимент по отработке различных вариантов предпрофильной подготовки учащихся 9 классов.
Несмотря на парадный стиль отчетов о проделанной работе, представители пилотных территорий высказали немало претензий в адрес РАО и министерства.
Например, заместитель председателя Комитета образования Новгородской области Олег Зайченко считает, что создание стандартов базового и профильного уровней для старших классов требует разработки соответствующих КИМов для ЕГЭ. В противном случае, по его убеждению, будет дискредитирована сама идея профильного обучения.
Тревожные вопросы прозвучали и в докладе одного из идеологов эксперимента, академика-секретаря отделения общего образования РАО Александра Кузнецова. Он признал, что введение предпрофильной подготовки в 9 классах может привести к перегрузкам, и неизвестно, как это скажется на здоровье детей. В рамках эксперимента планируется провести исследование на эту тему.
Кроме того, А.Кузнецов опасается, что нововведение отрицательно повлияет и на психологический климат в коллективе школьников: ведь профильные 10 классы будут формироваться «совсем по иным критериям, нежели сегодня».
Как выяснилось на коллегии, даже среди руководителей министерства не существует единой позиции по вопросам предпрофильного обучения.
Так, Александр Киселев выразил сомнения по поводу того, насколько оправданно ставить перед выбором профиля учащихся 12–13 лет. В ответ В. Филиппов упрекнул своего первого заместителя в том, что он, как все гуманитарии (А.Киселев – доктор исторических наук), не умеет считать: предпрофильная подготовка рассчитана на подростков 14–15 лет.
Также с критикой эксперимента выступила другой заместитель министра – Елена Чепурных. По ее словам, необходимо создать учебники и пособия по элективным курсам, а пока министерство ограничилось одним методическим письмом на эту тему.
«Мы не успеваем в полном объеме подготовить новое поколение учебников в указанные сроки – к 1 сентября 2005 и 2006 годов», – сказал министр. Пока принято решение часть действующих учебников использовать в профильной школе с учетом рекомендаций и методических пособий, подготовленных РАО.
Правда, издатели, по признанию главного редактора издательства «Просвещение» Маргариты Леонтьевой, эти материалы еще не получили. Хотя к апрелю следующего года им поручено провести корректировку содержания учебников для старших профильных классов. «Если к этому времени не будет утвержден новый Базисный учебный план для пилотных школ, эксперимент рухнет», – считает Маргарита Леонтьева.

Ставка на “опорные” школы

Однако, как выяснилось в ходе обсуждения, сложности с содержательной стороной эксперимента – это лишь полбеды. Главная проблема – в отсутствии необходимой материально-технической базы. В подтверждение этого тезиса один из выступавших привел такие цифры: на 1 января 2003 года кабинетов по физике не имеет более 2000 школ, биологии – более 4000 школ, химии – более 5000 школ. Возможен ли массовый переход к профильному обучению в таких условиях и что планируется сделать для развития материальной базы?
Отвечая на этот вопрос, советник министра образования Анатолий Пинский отметил, что школы находятся в муниципальной собственности и закупка оборудования не входит в задачи министерства. Хотя на средства Федеральной программы развития образования удалось приобрести кабинеты для некоторых экспериментальных школ. Но это лишь единичные случаи, и «при существующем уровне экономики решить эту проблему в масштабах всей страны не удастся».
Выход, по мнению А.Пинского, – в организации сетевых объединений школ, что позволит должным образом оборудовать «опорные» школы.
Однако сам министр был вынужден признать, что в отдаленных районах с суровыми климатическими условиями такие объединения создать нереально из-за трудностей, связанных с подвозом детей.

Советы, комитеты, комиссии...

Кроме того, Владимир Филиппов откровенно признал тот факт, что «учителей сегодня не хватает» и в ближайшее время эту проблему не решить.
До 2005–2006 годов планируется провести курсы повышения квалификации для сотен тысяч педагогов.
Сколько на это потребуется средств, не уточнялось. Но уже сегодня в пилотных территориях введены надбавки для участников эксперимента: например, в Московской области они составляют 15% к зарплате, в Кемеровской – 20%. Можно только порадоваться за учителей, методистов, психологов, директоров школ, которые получат хоть какое-то вознаграждение за свой труд.
Настораживает другое: как грибы растут и множатся новые управленческие структуры, призванные координировать работу в рамках эксперимента.
В самом министерстве с этой целью в Департаменте общего и дошкольного образования открыт отдел профильного обучения.
Также созданы рабочая группа по организации введения профильного обучения и Совет по профильному обучению под председательством В.Филиппова.
Аналогичные советы по предпрофильной и профильной подготовке планируется организовать в каждом субъекте РФ и муниципалитете. В штаты органов управления образованием вводятся должности организаторов предпрофильной подготовки и профильного обучения.
На муниципальном уровне появятся комитеты по учету учебных достижений учащихся, а также межшкольные экзаменационные комиссии.
Несмотря на множество открытых вопросов и туманные перспективы с финансированием эксперимента, В.Филиппов настаивает на том, что медлить нельзя. В III квартале 2004 года министерство уже намерено подвести итоги эксперимента по предпрофильной подготовке в 9 классах и написать доклад в Правительство РФ по этой теме, а еще через год по такой же схеме отчитаться за эксперимент по введению профильного обучения в 10 классах.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru