Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №76/2003

Вторая тетрадь. Школьное дело

ШКОЛА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

Ждать неизбежной проверки можно по-разному...

И не только ждать, а сделать так, чтобы она действительно помогала вашей работе

Аттестация и всякого рода проверки, к сожалению, неотъемлемая часть профессиональной деятельности каждого учителя. Но мало кто из педагогов думает о приближении аттестации без неприятного волнения, многие опытные и хорошо работающие учителя отказываются проходить испытание, “сползая” в более низкий разряд. Но если уж эта процедура неизбежна, можно попробовать превратить ее в средство повышения своего педагогического мастерства и даже использовать как повод для мониторинга работы всей школы. Так поступили в лицее № 74 г. Омска. Об опыте “не травматичной” для учителей подготовки к аттестации рассказывает заместитель директора лицея по научно-методической работе Ирина Лукашенко.

– С какими трудностями, по вашим наблюдениям, сталкиваются учителя при подготовке к аттестации?
– Одни недостаточно полно знают требования к той квалификационной категории, на которую претендуют. Другие не могут адекватно оценить результаты своей работы и соотнести их с требованиями к квалификационной категории. Некоторые педагоги испытывают затруднения, выбирая форму прохождения аттестации и оформляя документы.
Мы разработали целую программу работы с коллегами в течение всего периода между аттестациями: помогаем учителям оценить и реализовать свои возможности; знакомим их с требованиями аттестационной комиссии и процедурой аттестации; оказываем помощь в оформлении документов.
– Какие формы работы с учителями вы используете?
– Наша программа состоит из четырех блоков. Первый – “Нормативно-правовое и информационное обеспечение процесса аттестации”. В его рамках творческой группой были разработаны и изданы на уровне школы методические материалы по аттестации в сборнике “Аттестация как система”. Сейчас он даже используется в нашем ИПКРО.
Отследить в динамике уровень профессионального роста позволяет индивидуальная карта педагога, систематизирующая информацию о профессиональной деятельности учителя. В нее вносят данные о прохождении курсов повышения квалификации, выступления на семинарах, результаты педагогической работы, тему самообразования.
Второй блок программы – “Повышение квалификации педагогов лицея” – помогает педагогу совершенствовать знания в области педагогики, психологии и методики преподавания. Работа происходит на двух уровнях: 1-й уровень – для молодых педагогов, участвующих в работе школы молодого учителя. Это позволяет успешно пройти адаптацию и подготовиться к аттестации на вторую квалификационную категорию. 2-й уровень – повышение квалификации учителей на психолого-педагогических семинарах, где предоставляется возможность познакомиться с новинками в области психологии, педагогики, с новыми технологиями.
Третий блок – “Реализация творческого потенциала педагогов” – предполагает участие в работе методических объединений, кафедр, научно-методического совета, творческих групп, педагогических советов, научно-практических конференций, семинаров по обмену опытом. Педагог, общаясь с коллегами, успешнее решает проблемы выбора педагогических концепций, педагогических технологий, учебных программ, учебников. Результатом работы кафедр стали, например, авторские программы спецкурсов по физике, логике.
Четвертый блок – “Аттестация” – подготовка к аттестационным испытаниям, экспертиза и аттестация на вторую квалификационную категорию на уровне лицея.
– Можно ли сказать, что целью всей этой работы становится главным образом повышение квалификации и рост профессионального мастерства каждого педагога; мониторинг работы всей школы?
– Безусловно. В марте – апреле каждого года проводится микроисследование по теме “Потребности педагогических кадров в повышении квалификации”.
Мы предлагаем учителям заполнить анкету и, проанализировав ответы и пожелания, планируем на следующий год направления и формы работы с коллегами. Например, в последние годы стали отказываться от теоретических семинаров в пользу семинаров-практикумов; педсоветы оказалось продуктивнее проводить в форме деловой игры, а семинары разной направленности предлагаем для учителей с разным уровнем подготовки.

Беседовала Елена КУЦЕНКО

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru