РОДИТЕЛЬСКАЯ ГАЗЕТА
НЕ ПЕРЕНЯТЬ ЛИ ОПЫТ
Примите меры!
Эту фразу учителя нередко говорят родителям,
если у их ребенка проблемы с дисциплиной.
Родители говорят ее учителям, когда дети
приносят домой двойки.
А в Америке вы этой фразы не услышите никогда...
В середине октября в Санкт-Петербурге
произошло одно небольшое, но эпохальное событие:
виртуальное сообщество родителей, знакомых друг
с другом только через Интернет, переросло в
сообщество реальное. Нашим читателям уже знаком
авторский проект Ирины Хоменко – сайт
“Inter-Педагогика“ ( www.inter-pedagogika.ru
), на форумах которого идут бурные обсуждения o
семейной педагогике, о роли родителей в развитии
не только своего ребенка, но и системы
образования в целом. Министерство образования, с
одной стороны, призывает мам и пап поддержать
новорожденную модернизацию, а с другой –
абсолютно уверено, что родители не разбираются в
вопросах образования и не интересуются
педагогикой.
А вот и нет! Интересуются, разбираются, да еще как!
Вот уже больше двух лет родители разных
профессий, разных стран, разного материального и
социального статуса, общаясь на исключительно
добровольных началах, обсуждают вопросы
эффективности ЕГЭ, платные образовательные
услуги, здоровьесберегающие технологии и
попечительские советы в школах. Пример
“Inter-педагогики” показал, что в нашей стране
немало родителей, способных конструктивно и
непредвзято оценить грядущие изменения, помочь
развитию современной школы. Причем делается это
активно и бескорыстно. По-человечески.
Одним из активных участников форумов стала
Евгения Лазарева, мама троих детей, специалист по
информационным технологиям, более семи лет
живущая в Америке и хорошо знакомая с
образовательной системой США. Вот уже больше
года Hettie – таково ее имя в Интернете – делает
переводы методических материалов для родителей,
распространяемых в американской школе, памяток и
зарубежных статей по образованию. Эти материалы
регулярно публикуются и обсуждаются на
“Inter-педагогике”.
Именно приезд Hettie в Санкт-Петербург послужил
поводом для реальной встречи виртуальных
собеседников, организованной Ириной Хоменко,
доцентом кафедры педагогики РГПУ им. А.И.Герцена,
и ее помощниками. В качестве гостей
присутствовали студенты, педагоги и журналисты.
«Родительская газета» не могла пропустить такое
событие, и наш корреспондент Елена Иваницкая
оказалась в числе участников, имеющих
возможность узнать об «изюминках» американского
образования из первых – родительских – уст. Ведь
что ни говорите, а одно дело – читать о
достижениях зарубежной педагогики в научных
журналах и отчетах и совсем другое – посмотреть,
в каком виде доходит все это до «конечного
потребителя» – семьи.
Любить… по должности
В Соединенные Штаты я ехала с традиционным
российским представлением об американском
образовании. Это шаблонное предубеждение
растиражировано нашей прессой: в американской
школе ничему толком не учат, математики вообще не
дают, каждый занимается чем хочет и в итоге
ничего не знает... Но – когда я присмотрелась к
американской школе получше, то испытала жгучую
обиду за наших детей. Увидела множество таких
подробностей, которые легко воплотить в жизнь и в
нашей школе. И самое интересное – для этого не
требуется дополнительное финансирование, а
всего лишь нужно всем нам, и учителям и родителям,
развернуть свои мысли в другую сторону,
задуматься над собственными установками и
поменять те, которые препятствуют
благополучному существованию ребенка в школе.
Но напрасно я сказала “всего лишь”... Поменять
привычные представления и привычное поведение –
это очень и очень сложно.
Американские педагоги и родители убеждены, что
каждый учитель по должности обязан любить
каждого ребенка. Именно так: обязан – каждого.
Это базовая установка. Это проявление
профессионализма. Никогда американский учитель
не скажет родителям: вот, мол, ваш ребенок лентяй,
хулиган, тупица, не слушается, на уроках не
работает, немедленно примите меры! Не скажет
просто потому, что это было бы элементарным
проявлением непрофессионализма. Американский
педагог живет с убеждением, что это его
профессиональное дело – добиться, чтобы ребенок
умел и хотел учиться, чтобы знал и понимал
предмет, чтобы хорошо вел себя в классе. Добиться
уважительными и гуманными методами.
На детей никогда не повышают голос. Разумеется,
нет и речи о том, чтобы к детям применили какое-то
физическое воздействие.
В школе, где учатся мои дети, произошло
чрезвычайное, невероятное событие. Учительница,
сильный преподаватель, но негибкий человек,
однажды повела себя непрофессионально.
Спровоцированная, “доведенная” несколькими
шалунами, она раздраженно бросила им их тетрадки.
Нет, не в лицо швырнула, а резко кинула перед ними
на парту, сказав: “Вот вам!”. Дальше события
развивались так: один из учеников тут же выскочил
из класса и помчался жаловаться директору.
Директор позвонила всем родителям, сообщая об
инциденте и принося извинения. Ей было важно
поговорить с каждым взрослым до того, как ученики
вернутся из школы, чтобы родители были готовы к
разговору со своими детьми. Потом извинения
приносила учительница – опять же всем родителям.
Тем не менее в конце года она была уволена без
права работать с детьми и ушла в библиотеку.
Уволилась и директор школы, принявшая ее в штат. А
что сделали с маленькими безобразниками,
спровоцировавшими конфликт? Да ничего... Я
расскажу несколько позже, какие воспитательные
меры и как именно применяются к ученикам.
Сейчас речь о том, что учительница была наказана
правильно. Правильно, с точки зрения
АМЕРИКАНСКИХ родителей (хотя лично у меня есть
сомнения в необходимости такой меры в данной
ситуации).
Если бы ее не уволили, возмутились бы абсолютно
все взрослые – и те, чьи дети были оскорблены, и
те, чьи дети оказались свидетелями
оскорбительного обращения с одноклассниками.
Она педагог, она для того и училась, чтобы уметь
контролировать такие ситуации, не поддаваться на
провокации и не выплескивать свои эмоции на
детей. Может возникнуть вопрос, почему ее уволили
в конце учебного года, а не сразу? Дело в том, что в
американской школе смена учителя во время
учебного года считается травмирующей для детей,
а любых травм всячески стараются избегать.
В наших школах очень широкая амплитуда
учительского профессионализма: есть учителя
великолепные, блестящие, замечательные,
неповторимые, а есть ужасные, страх и горе детей и
родителей. Профессионализм американских
учителей гораздо ровнее. Куда же деваются плохие
учителя? Почему их там нет? Во-первых, плохой
учитель просто не удержится в школе. Этого не
потерпят родители, не потерпит мощное
общественное мнение. Во-вторых... наверное,
профессию педагога там не избирают случайные
люди. В Америке подобный шаг – это результат
серьезного, глубоко осознанного выбора. Учителя
не только у нас, учителя везде зарабатывают, увы,
не много. Хотя в Штатах они все-таки зарабатывают
больше, чем секретарша.
По американским меркам зарплата учителя
государственной школы очень и очень средненькая.
Но мысль: как вы мне платите, так я вам и работаю –
исключена. Идущий в педагогику сделал свой выбор:
сознательно пожертвовал возможными доходами из
любви к детям и к делу.
Dear Parents!
В начале учебного года каждый родитель получает
письмо от директора школы (“Dear Parents! ... Sincerely...” –
“Дорогие родители!... Искренне ваш...”), где даются
план школы с номерами кабинетов, сведения о том, в
каком кабинете с каким учителем ребенок (если он
уже закончил начальную школу) будет заниматься.
Как будут оцениваться знания, выводиться отметки,
по каким программам занимается ребенок – всю
подробную информацию о процессе обучения
родители получают на «родительских ориентациях»
(которые в Америке заменяют наши родительские
собрания, но об этом позже). Уже в начале ноября
учитель должен встретиться с каждым родителем
индивидуально и подробно отчитаться ему о
«состоянии дел» – оценках за контрольные работы,
сданные и несданные задания и проекты и т.д. В
конце четверти или триместра учитель посылает
родителям домой табель с оценками ребенка,
письменной характеристикой и комментариями.
Перед общенациональным тестом родители получат
успокаивающее письмо: ободрите ребенка,
проследите, чтобы хорошенько выспался и поел,
поддержите, и все будет хорошо.
Если ребенок плохо сдал тесты, если отстает, его
направляют в летнюю бесплатную школу для
выравнивания знаний, и потом он снова сдает тесты.
Но как только у ученика наметится отставание, с
ним сразу начинают работать, выясняя, почему
возникли затруднения. Такого, чтобы ребенок в
конце семестра или в конце года провалил все
тесты и контрольные работы, чтобы у него
неожиданно замаячила двойка, такого просто не
может быть, потому что учитель начнет “бить в
колокола” гораздо раньше. Социальный работник,
психолог, врач вместе с ребенком, учителем и
родителями начнут разбираться, почему возникло
отставание, и вместе выработают индивидуальный
план для исправления ситуации. Классного
руководителя в нашем понимании в американских
школах нет, учитель-предметник в случае
осложнений сам позовет и психолога, и родителей.
Если ученику нужны дополнительные занятия,
учитель будет заниматься с ним дополнительно.
Бесплатно, разумеется.
Каждый учитель объявляет, в какое время он
доступен. Вот, например, учитель вывешивает
объявление: я жду вас каждый день с 7.00 до 7.45 (занятия
в нашей школе начинаются в 7.50.), если вам трудно
проснуться так рано, давайте встретимся после
занятий, но из-за моего напряженного расписания в
этом случае нам надо будет договориться заранее.
Работает и так называемая “субботняя школа”.
Предположим, ученик не сдал домашнее задание.
Учитель мысленно отмечает этот факт, но строгих
санкций сразу не применяет. В самом деле – всякое
случается: устал, не успел... Но если не сдал
второй, третий раз, учитель тут же сообщает
родителям и вызывает ребенка на субботнюю школу,
где тот будет делать невыполненные задания.
Кстати, сдать ученику все равно придется все
задолженности, и за «пересданные» задания
отметка автоматически будет снижена на балл.
Между прочим, в американской школе нельзя, даже
по болезни, пропускать больше двух недель в году:
пропустивший больше должен будет наверстать
пропущенное в летней школе.
Родительские собрания и неделя
благодарности учителям
Родительских собраний в нашем понимании в
американских школах тоже нет. Не может быть и
речи о том, чтобы в присутствии всех родителей
кого-то из учеников ставили в пример, а кого-то
порицали. Родителям никогда не сообщают об
успеваемости других детей. Вместо родительских
собраний проводятся так называемые
“родительские ориентации”: родителей соберут,
чтобы рассказать о школьных правилах, о том, что
ожидается в течение учебного года, по какому
телефону связаться с нужным педагогом... Но
главным образом учителя встречаются с
родителями индивидуально – в случае
необходимости и в плановом порядке. Что такое
индивидуальная встреча в плановом порядке? В
начале учебного года специально выделяются два
дня, когда дети не учатся, а родители посещают
учителей. Каждый учитель должен обязательно
встретиться с каждым родителем. Мамы-добровольцы
сидят на телефонах, составляют расписание, чтобы
работающим родителям было удобно выбрать время и
обойти педагогов.
Школа, учеба детей – это в Штатах святое дело,
центр родительских интересов и абсолютно
уважительная причина, чтобы освободить себе
определенный час даже на самой напряженной
работе. А многие неработающие родители свое
основное время уделяют именно школе как
волонтеры. Каждому родителю в американской школе
предлагают вступить в родительско-учительскую
ассоциацию (РТА – Parent-teachers association). Но если не
можешь, не хочешь – не упрекают. Родители,
особенно младших школьников, помогают учителю на
уроке – раздать тетради, помочь детям сложить
школьные принадлежности, проводить в столовую. И
школа это только приветствует
Встает деликатный вопрос, а практикуются ли
дополнительные денежные взносы, подарки
учителям? Поскольку бумага для писем, рассылка
стоит денег, мы сдаем в начале учебного года пять
долларов для этой цели. И всё! Подарки учителям
существуют. В начале мая целая неделя так и
называется – Неделя благодарности учителям.
Родители готовят приятные сюрпризы для
педагогов. Например, в первый день каждому
предлагается принести самый красивый фрукт, и на
столе у учителя появляется целая корзинка разных
фруктов. На второй день каждый приносит по одному
цветку, и составляется букет. На третий день
каждый ученик приносит учителю сочиненное или
подобранное стихотворение. На четвертый
придумывается еще что-то – разыгрывают сценку,
пекут пирог... Инициатив много. И дети, и члены
родительской ассоциации дают простор фантазии.
Но фантазия работает именно в сторону сюрприза,
милого сувенира, а не дорогого подарка.
Ну а если школе или классу потребовались
дополнительные средства, что тогда делать?
Собрать с родителей? Нет, так не принято. В этом
случае школа или класс придумывают, как
заработать деньги. Дети могут, например, принять
участие в организации подписки на периодические
издания, а эти издания потом отчисляют в школу
определенный процент. Кстати, отчисления на
школу не облагаются налогом и поэтому выгодны
бизнесу. Дети могут организованно в выходной
день мыть машины под присмотром педагога и
родителей. Вот мы недавно мыли машины в пользу
школьного хора. Это все устраивается как
праздник. Недалеко от школы выбирается площадка,
вывешиваются яркие объявления, играет музыка, и
дети весело, играя, но вместе с тем по-настоящему
моют машины и зарабатывают.
Сила общественного мнения
На что реально могут повлиять родители в школе?
На базовую программу – нет, не могут, она
определяется районом. Но родители-граждане сами
избирают руководителей образования, а поскольку
управление образованием выборное, родительское
влияние велико. Поэтому и увольняют без
разговоров учителя, оскорбившего ученика.
Родители активно занимаются внеклассными
мероприятиями. Собственно, только родители ими и
занимаются, а школа поощряет. В разумных пределах:
в течение года разрешается устраивать не больше
двух классных вечеринок.
В Соединенных Штатах, как и у нас, родители очень
недовольны преподаванием иностранных языков в
обычных государственных школах. Общественность
шумит, что иностранным языкам учат плохо. Это
официально признанное слабое место образования.
Поэтому родители во многих школах организовали
дополнительное изучение иностранных языков.
С 4-го по 7 класс изучается развитие человеческого
организма. Родителям высылают уведомление, они
могут прийти и посмотреть материалы, которые
будут предложены ученикам. Если кто-то из
родителей не хочет, чтобы с их детьми говорили в
школе на эту тему, ребят освободят от этого урока
и займут другим делом. Впрочем, отказываться нет
причины, эти уроки вполне невинны. Девочкам
рассказывают, что такое месячный цикл и личная
гигиена, мальчикам – все больше о том, зачем
пользоваться дезодорантом и как бороться с
угрями.
В начальной школе три раза в неделю идут занятия
музыкой, а с пятого класса все, кто этого захочет,
могут обучаться игре на музыкальных
инструментах.
«Расскажи сказку той страны, откуда ты
приехал»
Определенной религии, Закона Божия в школьном
образовании нет, но сведения о религиях дети
постоянно получают. В декабре, например,
рассказывают и о Рождестве, и о Хануке, и о
декабрьских праздниках африканских культов.
Очень развито и активно поддерживается
родителями интернациональное воспитание. Расизм
искореняется так, что о цвете кожи дети не думают
и даже его не замечают. Однажды моя дочка
собралась к подружке, а я стала уточнять, кто это.
Она долго объясняла, где я могла видеть эту
девочку, а я не сразу вспомнила. Но когда поняла, о
ком идет речь, то с интересом обратила внимание,
что дочке даже в голову не пришло указать на
самый, казалось бы, характерный признак: эта
девочка – единственная чернокожая в их классе.
В нашем районе, по данным школ, дети говорят дома
на 86 языках. В школе очень часты задания: расскажи
сказку той страны, откуда ты приехал или откуда
родом твои родители, приготовь национальное
блюдо, подбери национальные пословицы и
поговорки.
Дисциплина по-американски
А теперь пора поговорить о дисциплине. Наши дети
привыкли, что все правила соблюдать не
обязательно, они знают, что на всякое правило
есть обходной маневр, а главная беда – они
уверены, что правила придуманы для того, чтобы
мешать нормальной жизни. Увы, у наших детей есть
для этого основания. Американские школьники
растут с убеждением, что правила и законы разумны
и существуют для того, чтобы жить было удобно и
безопасно. В американской школе нет дисциплины
ради дисциплины, и хотя на самом деле ограничений
там гораздо больше, чем в нашей, дети редко
испытывают ненависть к школе. А ограничения есть
такие, которые нам даже и не снились. Например, до
седьмого класса ученик не имеет права сам ходить
по школе и только в двух старших классах может
самостоятельно покидать территорию школы во
время большой перемены – и то по специальному
письменному разрешению родителей.
С возрастом у американских детей дисциплина
повышается, а не падает. Наверное, это начинается
с того, что на них не давят в начальной школе. Они
и за партами-то в начальной школе почти не сидят.
Нет там такого, чтобы крохи-первоклашки сидели
весь урок за партой, сложив ручки. По два человека
за парту они садятся не раньше, чем в пятом классе.
А до тех пор кажется, что у них в школе все, как у
нас в детском саду: только играют, “ничего не
делают”. И мне так казалось, когда мои младшие
сын и дочка пошли в подготовительный класс.
Спрашиваю, что сегодня делали? – играли. И завтра
– играли. И послезавтра – опять играли! Сколько
можно играть, когда же учиться? Но перед зимними
каникулами получаю письмо от учителя, где
рассказано, что они уже изучили и должны знать и
алфавит, и счет до 100, и многое другое. Я удивилась:
когда же они все это могли выучить, если все время
играли? Но проверила: знают! Узнали в игре.
В начальной школе, до 6 класса, основной учитель
один. Он ведет и язык, и литературу, и математику,
и историю, и физику, и химию, и географию. Да, в
начальной школе они уже изучают основы и физики,
и химии. Есть помощник учителя, обычно студент
педагогической специальности, чтобы
позаниматься с кем-то индивидуально. А чтобы
легче научились читать и полюбили чтение –
приглашают поучаствовать родителей. Родители
приходят, читают детям, дети читают им.
Если возникают сложности с дисциплиной, спокойно
обсуждают ситуацию. В старших классах –
обязательно с ребенком и родителями, в младших –
обычно только с родителями. Ребенку-нарушителю
говорят: “У нас с тобой, на наш взгляд, возникла
проблема. Ты согласен, что проблема есть, или у
тебя другая точка зрения?”. И это не просто слова,
на которые ребенок отмалчивается, опустив голову.
Если, например, у ребенка конфликт с учителем, он
так и скажет, и их, участников конфликта, как
можно скорее разведут. Если ребенок соглашается,
что проблема есть, ему говорят: “Давай вместе
подумаем, как ее исправить. Что, по-твоему, для
этого нужно сделать?”.
Кстати, звонки директора школы домой
относительно каких-то проблем ученика
воспринимаются родителями как знак особого
внимания и участия, а не как упреки за «плохое
воспитание». Если звонят – значит, хотят помочь,
и никак иначе.
По закону школа обязана учить всех, она во всех
обязана вложить знания – и в асоциальных детей, и
в больных. Это и есть право на образование. Для
этого и учат в университетах и на курсах
повышения квалификации методикам работы со
сложными детьми.
У нас часто можно услышать от родителей и от
учителей слова, в которых тлеет конфликт. Учитель:
“Ваш ребенок такой-сякой, всем мешает, примите
меры!” Родители: “Мы вам ребенка отдали, вы и
воспитывайте”. А надо бы, чтобы изначальный
настрой был другим: “Дети – наши общие. Если
ребенок трудный, поможем ему вместе”.
P.S. Естественно, в одной публикации вряд ли
возможно охватить все то, о чем говорилось и
спорилось в течение пяти часов непрерывного
родительского общения. Что-то вызывало удивление,
что-то – недоверие. Какие-то идеи казались
трудноосуществимыми в российской школе, какие-то
– неприемлемыми для нашего менталитета. Но,
собственно, никто и не пытался обозначить
правильную дорогу. Скорее это были яркие
размышления о том, как можно использовать
зарубежный опыт в контексте нашей социально-образовательной
ситуации, с нашими детьми и нашими педагогами. И
то, что наши родители в наше время пытаются
внести свой вклад в улучшение качества
образования наших детей – само по себе
замечательно. И еще замечательнее, что они это
делают вместе. Правда же?
Кстати, дискуссии на форумах продолжаются…
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|