Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №76/2003

Первая тетрадь. Политика образования

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МЕРИДИАН

В России долгие годы было принято оберегать детей от прозы жизни, держать их подальше от материальных расчетов. На пользу или во вред шло ребятам такое воспитание, сегодня рассуждать не имеет смысла. Стихия денежных расчетов, отношений захватила и взрослых, и детей.
В школе, в семье деньги сегодня нередко становятся не только средством взаимной поддержки, но и взаимного шантажа, унижения.
Опыт Америки, Германии, стран, где к деньгам всегда относились внимательно, может оказаться полезным для нас. Он дает повод к размышлениям. Как, не впадая в крайности, приучить ребенка видеть в деньгах плоды труда, вложенных усилий, новых возможностей в жизни? Как сделать деньги средством не разрушения, а созидания личности?
Не случайно в словаре Ушакова синоним денег – «состояние», то, что состоялось, произошло, придает устойчивость нашей жизни.

Сезонный спрос, невыплата кредита

В эти игры играют не только взрослые

Бойся данайцев,
дары приносящих


Многие американцы уверены, что без многолетней тренировки ребенку не совладать с натиском рекламы, не научиться разумно планировать бюджет семьи, фирмы, государства.
Педагоги стремятся уберечь детей от недобросовестной рекламы, а главное, научить разбираться, где настоящая польза и выгода, а где лишь заманчивые обещания.
Многочисленные киоски на территории школы, торгующие канцелярскими товарами, игрушками, сладостями, – все по минимальным ценам. Это вложения крупных фирм, старающихся повлиять на то, как дети тратят свои деньги, а заодно вырастить будущих покупателей. Благодаря спонсорам каждый учитель экономит 400$, которые должны были бы уйти на классные нужды, покупку книг и материалов. Как не отказываться от выгодных предложений и не вредить ученикам?
Солидные предприниматели вкладывают деньги в многочисленные игровые, компьютерные программы, интернет-сайты, помогающие ребятам разобраться в море товаров, освоить базовые экономические понятия. Руководят этой работой Национальная ассоциация образования и Национальная родительско-учительская ассоциация.
Американский школьник на уроках непременно познакомится с сайтами, посвященными средствам массовой информации и рекламе. Здесь он найдет рейтинги достоверности разных источников информации, составит свою медиаколлекцию, научится критически оценивать сообщения, составлять собственное мнение. На многих сайтах работают форумы, где ребенок может обсудить со специалистами и сверстниками возникающие проблемы, поделиться опытом потребителя или предпринимателя.
Повысить свой экономический уровень дети могут не только в школе. Сайты крупнейших банков часто имеют детские странички, где профессионалы доступно объясняют трудные слова, помогают разобраться в сути банковских операций, где можно сначала поиграть во вкладчика и банкира, а потом действительно попытать счастья в финансовых операциях.

Виртуальный капитал – реальная прибыль

Одна из самых популярных интернет-игр – “Биржа”. В нее играют целыми классами (с 11–12 лет) на уроках математики, экономики, обществоведения. Вместо лекций и письменных заданий. Игра рассчитана на десять недель. Как раз семестр. Каждый участник или команда получает 100 тысяч виртуальных долларов, на которые должен приобрести пакет акций, естественно стараясь максимально увеличить исходный капитал. Если доллары в игре виртуальные, то все остальное настоящее. Акции реальных компаний, реальный курс, котировка, реальные индексы. Ребята изучают коммерческие издания, учатся ориентироваться в рынке ценных бумаг. Правда, финансовые операции они совершают только на игровом сайте, но настоящие специалисты оценивают их решения и в зависимости от реальных событий на бирже либо увеличивают состояние игрока, либо лишают его последних сбережений. Самые успешные команды, заработавшие максимальное количество виртуальных долларов, получают в конце года настоящий приз. Скажем, пакет акций «Дженерал электрик».
Вот что думают ученики одной команды, не выигравшие никакого приза, но весьма довольные процессом.
Найноа. Поиграть в “Биржу” мне предложил учитель математики. Он помогал мне с расчетами. Я заинтересовалась акциями компаний «Найк», «Пепси» и «Кока-Кола». Сначала курс повысился. Я заработала деньги. Мне это понравилось. Когда курс упал, я потеряла все. Это мне совсем не понравилось. Зато я поняла, что нужно быть терпеливой, сосредоточенной и много знать, чтобы добиться успеха.
Кэй. Я многое узнал благодаря игре. Я узнал, как покупать и продавать, как собирать информацию и применять ее. Я понял, что могу быстро заработать деньги, но так же быстро могу их потерять. Я понял, что работа финансиста только кажется легкой. Мама пыталась мне давать советы, но даже ей было трудно разобраться. Это лучшая компьютерная игра и лучшие уроки в моей жизни.

Класс как город

Дети помладше с удовольствием строят мини-город не в виртуальном пространстве, а в собственном кабинете. Разрисовывают витрины, пишут каталоги и ценники на товары. Обязательно берут банковский кредит, считают проценты, разрабатывают бизнес-план, получают прибыль. Игра длится целый год. За год ребята сталкиваются со многими реальными проблемами: сезонный спрос, невыплата кредита, перенасыщение рынка. Опытные учителя насыщают пространство разными предметными заданиями. Ученики рисуют карту города, сочиняют законы, выпускают газету, создают радиостанцию. В ходе игры ребята посетят настоящий банк, поговорят с экономистами и менеджерами, подумают о своем будущем. Ничего, что им пока 8–9 лет.

Пример старших

Американские педагоги уверены: каждый самостоятельный человек должен уметь зарабатывать себе на жизнь. И еще немного на улучшение жизни соседа. Когда президент Буш обращается к юным гражданам с просьбой помочь сверстникам из других стран, он говорит: “Помой машину соседа. Убери соседский участок. А заработанный доллар отдай на еду и лекарства тем, кто сегодня голодает и болеет”.
Всем известный Билл Гейтс после рождения своего третьего ребенка заявил, что большую часть состояния передает на благотворительность, потому что не хочет оставлять детям такой огромный капитал: “Взрослеть, обладая миллиардами долларов, неконструктивно”.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru