Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №74/2003

Вторая тетрадь. Школьное дело

УЧЕБНИКИ

Павел СКВОРЦОВ,
доцент кафедры методики преподавания биологии
Московского института открытого образования,
кандидат педагогических наук

Первая колонка

wpe12E.jpg (3332 bytes)В настоящее время учение в школе рассматривается и родителями, и обществом с меркантильных позиций. Родители исходят из того, насколько ценны на рынке труда знания, получаемые в школе. Общество же считает, что маленькие «потенциальные правонарушители» должны хотя бы часть дня находиться под присмотром.
Переубедить в подобном отношении к обучению и родителей, и общество трудно, но необходимо.
В первую очередь следует объяснить, что современный ребенок, обитающий и посещающий школу в крупном городе или мегаполисе, – интересный продукт цивилизации. Он мало читает, плохо понимает, слабо запоминает, часто не умеет вести себя в коллективе и при этом считает насилием над личностью любое замечание, сделанное ему взрослым. Он такой есть. Он результат воспитания нашим с вами обществом.
Эволюцию учащегося от пионера-комсомольца конца 80-х годов до тинейджера (teen-ager – англ. подросток) начала XXI века легко проследить. Исчезновение СССР, а вместе с этим деградация детских и юношеских общественных организаций привела к тому, что уже более десяти лет детьми реально никто не занимается. Следствием этого стал помимо всего прочего крайний индивидуализм подрастающего поколения. Отсюда – неумение работать коллективно. Ребенок не привык делить работу на операции, а тем более делиться с кем-то ее результатами.
Одновременно с исчезновением Советского Союза открылись информационные шлюзы. На головы детей обрушился вал информации. Количество информации, поступающей к ребенку современному, в десятки и сотни раз выше, чем это было в начале 90-х годов ХХ века. Возникло даже понятие «информационный бум».
Взрослый человек, представляющий собой в подавляющем большинстве случаев вполне сформировавшуюся личность, просеивает поступающую информацию с помощью мировоззрения, своих взглядов, характера, отвергая ненужную, не укладывающуюся в его представления. Потому-то всегда труднее переучивать, чем учить заново.
Организм ребенка, все его органы чувств и анализаторы, напротив, настроены на получение информации. Он впитывает ее как губка. Этому явлению есть свое объяснение: ребенок для того, чтобы стать человеком, вынужден с рождения учиться у взрослых. Поэтому для детей так характерна исследовательская деятельность, то есть работа по выяснению основных закономерностей окружающего мира, часто проявляющаяся в вопросе «почему?».
Начало XXI века принесло новую проблему: количество информации, приходящей к школьнику, зачастую превышает возможности органов чувств по восприятию этой информации. Число источников информации постоянно растет вместе с объемом поступающей к ребенку информации. Организм борется с этим переизбытком как может. А может он не много. Имеется лишь один способ преодоления обилия информации – это забывание. Весь объем сведений, превышающий возможности восприятия, просто не воспринимается, а воспринятая информация быстро забывается, чтобы освободить место вновь поступающим сведениям.
Выходит, что школьник плохо понимает и слабо запоминает вовсе не потому, что лентяй. Он подсознательно пытается бороться с переизбытком информации. Ясно также становится, отчего ученики мало читают: вновь поступающие сведения раздражают нервную систему, перегружают мозг. Опять же подсознательно ребенок пытается избежать перегрузки.
Что же школа? Школа вновь и вновь, как в прежние информационно спокойные времена, требует от ученика запомнить, сделать по образцу, по алгоритму, повторить то, что сказал учитель. Совершенно несовременные требования. Поэтому школа перестает быть источником знания, а превращается в «клуб по интересам», куда учащиеся ходят потому, что заставляют родители, а вместо учебы активно общаются.
Вместе с тем положение учащегося в современном обществе приводит к необходимости обучения его умениям самостоятельного поиска нужной информации из самых разнообразных источников.
Обеспечить решение этой задачи возможно, создав в обучении ситуацию, в которой ученик вынужден пользоваться несколькими источниками информации. Поэтому современное обучение – это учение не столько по учебнику или со слов учителя, сколько самообучение, основанное на избирании информации по крупицам отовсюду. Ученик, как маленький член общества, уже привык к тому, что информация приходит из разных источников: СМИ, видеофильмов, компьютера, Интернета и пр.
При этом особенность информации, полученной в быту, в том, что она направлена на непроизвольное запоминание, без приложения усилий: не хотел, а запомнил. Учение во все века было основано на волевых усилиях. Таким оно остается и будет. Без воли нет учения. Стало быть, важно создать не просто привычную ситуацию разноисточниковости поступления информации, но и научить прилагать усилия для выискивания ее разными способами, основанными на произвольном внимании и волевом усилии.
Потому-то на уроках учителю просто необходимо использовать другие источники информации, помимо классических – слова учителя и учебника.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru