РОДИТЕЛЬСКАЯ ГАЗЕТА
МАЛЕНЬКИЙ ТРАКТАТ
Прикинуться глупеньким, чтоб меньше требовали
Почему подросток не хочет учиться?
Есть у родителей такая особенность:
они редко приходят поговорить с классным
руководителем ребенка. Чаще прибегают, когда
есть повод для паники или по вызову директора. А
ведь спокойный разговор с педагогом без пожарной
тревоги – вещь чрезвычайно полезная. Вы
раскроете некие невидимые вам ранее стороны
поведения ребенка и познакомитесь с человеком,
направляющим и воспитывающим дитя в ваше
отсутствие.
Мы разговариваем с классным руководителем 10
класса самой обычной московской школы, учителем
физики Александром РЖАНОВЫМ. И тема у нас тоже
самая обычная: подросток, родитель, школа.
– Александр Владимирович, вы почти
сорок лет работаете с детьми, как вы думаете, все
дети проходят сквозь тернии подросткового
возраста?
– Совершенно не обязательно. Если дома у ребенка
доброжелательные отношения были нормой, проблем
с подростком будет мало. По моему мнению,
основным воспитателем все же является семья,
школа здесь только помощник.
Как бы мама ни устала, она все равно найдет
минуточку спросить, как дела, что в школе, где был,
что нового узнал. Я прекрасно представляю
степень родительской загруженности работой и
бытом. Но пусть уборке и борщам (лучше бы это тоже
делать с ребенком вместе) посвящается суббота. А
вот в воскресенье нужно обязательно куда-нибудь
сходить: в театр, на выставку, просто в парк
погулять. Это необходимое ребенку внимание.
Иногда спросишь в классе: кто за последние
полгода был с отцом или с мамой в театре?
Поднимутся две руки из двадцати пяти. Если
родители не развивают ребенка, что может сделать
школа в современных нищенских условиях? Ну схожу
я с ними два раза на выставку, в театр, музей…
– Некоторые дети после 13 лет стесняются
ходить куда-либо вместе с родителями, выросли…
– Если культпоходы выходного дня заведены с
детства, то подростки с удовольствием пойдут в
интересное место с папой и мамой. А потребность
узнавать новое не только из «ящика» станет
привычкой.
Я думаю, сегодня наша большая проблема в том, что
вторую половину дня дети предоставлены сами
себе. Родители, даже бабушки, добывают кусок
хлеба. Подросток гуляет. А в школе… в лучшем
случае можно после уроков поиграть в волейбол
или в футбол. Куда ребенок может пойти? Причем не
маленький – подросток. Разве может он где-то
заняться фотографией, радиоделом,
моделированием? Покачать мышцы в тренажерном
зале, покататься на скейтборде, поиграть в теннис
– плати. Есть подростковый театр, но сколько он
может охватить? Вот и получается, что определены
к делу после школы только дети платежеспособных
родителей.
И тем не менее взрослым стоит быть более
инициативным и предлагать детям идеи интересных
и познавательных маршрутов. Однако прежде чем
тянуть ребенка куда-то, надо разобраться в его
способностях, внушить ему большое желание.
– Верно ли, что, например, в восьмом классе
дети более трудные, чем в десятом-одиннадцатом?
– Можно отметить, что среди 11-х классов, когда
дети ориентированы на получение дальнейшего
образования, определенной специальности, шпаны
мало. Хотят поступить в вуз – ходят два-три раза в
неделю на подготовительные курсы. Появился
четкий мотив что-то сделать, чего-то достигнуть. А
вот восьмиклашки? Если в школе, как у нас,
создаются 8-е классы с углубленным изучением того
или иного предмета, проблем с этими детьми
меньше. А обычный класс – это усиленная работа
педагога. И опять же здесь могут помочь родители.
Всем хочется, чтобы какая-то часть нашей
жизненной мудрости досталась детям по
наследству, а не за счет их расшибленных лбов,
самолюбия, идеалов. Но для этого ребенок должен
верить родительским словам и видеть, что эти
слова не расходятся с делами. Доверительность не
уживается со страхом. Трудно помочь в учебе, если
ребенок боится сказать, что не понимает, не умеет,
получил плохую оценку.
– Ощущаете ли вы помощь семей
непосредственно в обучении ребенка?
– Иногда меня просто озадачивает легкомысленное
отношение родителей к базовым школьным знаниям.
Считают, наймем тетку по математике за двести
рублей за занятие, у сына тройка будет, а потом
пристроим его куда-нибудь в институт. Дети
привыкают, что без каких-либо умственных усилий
все равно получат в четверти три. Нежелание себя
утруждать доходит до того, что ребенок не в
состоянии пересказать текст! Две девочки сказали
мне дословно следующее: ”Чего я буду
выпендриваться, трешку и так поставят. А с
дураков меньший спрос”. Появилась такая
тенденция: прикинуться глупеньким, чтобы меньше
требовали.
Родители не всегда понимают, что без системы
знаний, без навыка “трудиться черепом”, без
привычной потребности в новой информации
никогда и ничему ребенок после школы учиться не
будет.
– Сейчас во многих семьях есть домашние
компьютеры. С точки зрения учителя – польза это
или помеха?
– К сожалению, не все родители представляют,
какую роль в развитии ребенка может играть
компьютер. Спросишь в классе, у кого есть “комп”.
Почти у всех. А у кого есть обучающие программы по
физике, математике, химии? А ведь в классе висит
на стенде список нужных по программе CD-дисков,
пожалуйста! И я предлагаю их посмотреть,
переписать. Даже на день рождения ученикам
своего класса традиционно делаю подарок –
обучающий диск.
Компьютер такой же школьный инструмент, как
ручка, книга. А дети сидят по четыре часа в чатах
или учатся “убивать”. К счастью, на экране.
Тут бы маме и сказать: “Сына, прежде чем залезть в
Инет, почитай-ка теорию по химии, ответь на
вопросы”.
Электронный учебник с тестовыми вопросами – это
богатейшее подспорье, которое большинство школ,
к сожалению, пока не использует.
Или вот еще, когда ребенку лень самостоятельно
писать реферат, он находит готовый в Интернете.
Распечатывает и выдает за свое. А это уже
звоночек о формировании у ребенка элементов
непорядочности. Тут учитель четко должен
отслеживать материал, своевременно пресекать
попытки ребенка выдать чужой интеллектуальный
труд за свой.
Внушить, что компьютер – инструмент познания,
это тоже нелегкая задача родителя.
– Как оттащить от монитора ребенка, днями и
ночами пропадающего в чатах?
– Разговаривать! “Солнце мое, вредно столько
сидеть у монитора. Маме не веришь, давай книжку
дам, у врача спросим. Это же напряжение зрения,
психологическая нагрузка”. Можно договориться
иначе: на Интернет выделяем максимум 2 часа, и
перед тем как чатиться, будь любезен, посети
исторический сайт. Позже можно спросить: “Что
узнал нового?” И не для того, чтобы отчитаться
перед мамой, а для себя. “Общался? Просто общался?
Но ведь общение должно приносить пользу,
совершенствовать интеллект. Ты же умный у меня
ребенок”.
– А если родитель вдруг перестал быть
авторитетом подростка?
– Тогда путь один: анализировать себя, свои
поступки, думать, из-за чего это произошло.
Значит, где-то родитель был резок, где-то не
выслушал, где-то не обратил внимания, словом,
потерялся контакт. Скорее всего кое-кто был
невнимательным, нервным, занятым. Ребенок
нуждался в тепле, а вы не заметили. В любом случае
нужно разговаривать в открытую, не бояться
извиниться, если вы не правы. Даже если нагрубили,
когда ребенок вывел вас из себя, – извинитесь,
ведь голос повысили вы, и сильнее вы, и разумней,
между прочим.
Если ребенок дерзит, значит, у него была
возможность услышать такой тон дома. Значит, папа
был груб с мамой, мама с ребенком.
Доктор, прежде чем лечит, ставит диагноз.
Родитель при возникновении проблемы с ребенком
должен установить, в чем он “прокололся”. И
учитель обязан грамотно искать истоки проблемы с
ребенком, помогая родителям.
Беседовала Светлана ПОПОВА
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|