ИДЕИ И ПРИСТРАСТИЯ
АНТОЛОГИЯ ТЕНИ
Снег и мел
В поисках современного реализма
В России все готово для зимы.
Скучны дороги, просеки угрюмы,
Могучие российские умы
Ворочают космические думы.
Последние задумчиво гремят,
В извилинах форсируя овраги,
Как будто на молочный комбинат
Везет кривой шофер пустые фляги…»
Сергей НОХРИН
Екатеринбург
В клубе эссеистов Рустама Рахматулина
на моей памяти случилось только одно неудачное
заседание. Посвящено оно было современному
реализму. Соответственно присутствовали
замечательные писатели, должные представлять
настоящее этой школы: Василий Голованов,
Светлана Василенко, Олег Павлов, Владислав
Отрошенко, Михаил Тарковский. Завсегдатаи клуба
явно предполагали в дискуссионном раже
опровергнуть саму возможность реализма, но к
тому, что предложили писатели, оказались не
готовы.
Приглашенные заявили, что и сами не считают себя
реалистами. Заявили убедительно (только
Тарковский отмолчался). Продемонстрировали
– правда, не примерами, а скорее концептуально –
фантастическую, подбитую где буддизмом, где
Андреем Платоновым, а где вурдалачьим сумраком
глубинки подкладку своего мастерства. Едко
сетовали на астигматизм критики, чем отбили
рефлекторное желание уговорить хоть кого-то
остаться при реализме. Бывалые эссеисты,
способные любую неприятность развернуть в
тысячелепестковый дискурс, подавленно молчали.
Оказывается, Луна-таки делается в Гамбурге.
Последние возможные защитники реальности один
за другим заявляли о своих притязаниях на
испанский престол.
Я сгущаю краски, но в тот момент происходящее мне
действительно казалось нелепым. Талантливые
люди, тексты которых вполне координированы,
выверены точным наблюдением (если не всегда
психологическим, то хотя бы этнографическим, не
метафизикой, так метеорологией), легко, даже с
презрением опровергли свою причастность к
великой школе. Мол, мы и сами не знаем, как
называется то, что мы делаем, но предложенной
чести недостойны, хотя, возможно, где-то
продвинулся уже и дальше реализма… Завсегдатаи
пожали плечами, пожевали губами. Буддизм,
сюрреализм, мифологическая хмарь, наползающая с
краев русской земли, – все дела политкорректные,
спору нет, мы и сами с детства в испанских
инфантах, но обсуждать тут особо нечего. С тем и
закрылось заседание.
Слово, утратив смысл
первоначальный, подобно
ключу, что вхолостую
поворачивается в замке…
Александр КУЛТЫШЕВ
Москва
Прошло некоторое время, но тот нелепый
разговор все не шел из головы – и получал новые
продолжения.
Так, Олег Павлов однажды опубликовал (www.russ.ru)
запальчивую статью «Остановленное время», в
которой несколько более четко обозначил свою
позицию, а точнее – обиду. Он объявил, что
писателям давно надоел виртуальный бой между
реалистами и постмодернистами, раздуваемый
критикой. Они занимаются более существенными
вещами, что незаслуженно обходится вниманием.
«Не было реалистов и постмодернистов там, где
свое изображение обрели духовные состояния.
Главным в современности всегда становится, по
сути, один и тот же вопрос о Боге, то есть о правде
на земле и выше…» Литература реабилитирует
жизнь, стертую в обыденность, пробивается к ее
боли. Драма этой работы в том, что она ведется
обыкновенно в реалиях прошлого: «...с того дня, как
кто-то начинает писать, он замыкается в
остановленном для себя времени», выпадает из
настоящего.
Интересно, что о своем невольном юродстве
говорит один из самых заметных (и замеченных)
современных прозаиков. И не похоже, что
кокетничает. Полученная Павловым Букеровская
премия не сняла ситуацию непонимания, а сделала
ее более острой и абсурдной. Бунтарей машина
общественного мнения закатывает в свой
новостно-премиальный асфальт даже без особого
сладострастия – с дисциплинированным
снисхождением. Духовное с равным успехом
пожирается формальным признанием и
прочувствованной глухотой.
Сама реальность кажется виртуальной, потому что
нарушена акустика – эхо восприятия. Сознание
современника рябит, как ненастроенный телевизор.
Трудно быть и называть себя реалистом перед
читателем, в сердце которого нарушены пропорции
неба и земли.
…Мы выпили звездное млеко.
Но горное эхо запело: «Вас нет!
Вы – жители старого века…
Это аукается с олимпийцем юный поэт
Екатерина ЦЫПАЕВА (г. Алатырь, Чувашия) – со
своего островка в пустоте. Или вот еще вариант
разговора со временем (великим глухим):
…Я здесь существую почти без просвету
и становлюсь духовно горбатым.
И вправду трудно держать осанку,
когда на развалины смотришь с грустью
и сам с собой играешь в молчанку.
Но привыкаешь и к захолустью.
К местному говору, к этой фене
бритоголовых в монгольской коже.
Как гладиатор привык к арене...
Вячеслав ТЮРИН
пос. Лесогорск, Иркутская обл.
То, что в столице кажется глухотой, в
провинции оборачивается пустотой, дырами в
существовании.
И все-таки тем, кто действительно ставит вопрос о
Боге, не стоит бояться замкнутости в
остановленном времени. Движутся даже пузырьки в
стекле. Бог не знает прошедшего времени. Он видит
прошлое и будущее как одно пламя, единый стих.
А мы пока ждем рифму.
С этого головокружительного ощущения начинается
реализм, который в наши дни жив не в прозе, а
скорее сжат в поэзии, почти неслышной.
Когда-нибудь все прекратится.
И все простят, и все простится.
Большое небо отразится
В неизмеримой глубине,
где далеко, на самом дне
мел возникает и слоится,
чтобы однажды возродиться
в большой неведомой стране.
Сергей НОХРИН
Все стихи взяты из книги «Приют
неизвестных поэтов (Дикороссы)». М.: ИД «Грааль».
2002. Этот драгоценный сборник, составленный
поэтом Юрием Беликовым, еще одна отважная
издательская попытка явить России не просто
потаенные таланты, а почти голубиную книгу, новый
миф, новый пафос. В книге три раздела: «Невидимы
держатели скрижалей», «Мел возникает и слоится»,
«Необученные кони навязались в экипаж» – поэтов
объединяют по характеру судьбы, по
взаимоотношению с жизнью и смертью. Не голубиная
книга, конечно. Голосовой документ времени, очень
горький.
Скрижали, мел, кони. Снег и грязь.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|