Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №71/2003

Вторая тетрадь. Школьное дело

ЯЗЫКИ ШКОЛЫ 
 

Александр ЛОБОК
С учителями беседовали –
Анатолий ВИТКОВСКИЙ, Наталия ИШТРИКОВА, Елена КУЦЕНКО, Ольга ЛЕОНТЬЕВА

Буква “В”. Воспитание

Сначала – ну, просто чтобы освежить в памяти – заглянем в любой педагогический учебник. Что там у нас про воспитание?
«Воспитание – целенаправленное развитие человека, включающее освоение культуры, ценностей и норм общества. Осуществляется через образование, а также организацию жизнедеятельности определенных общностей. В воспитании взаимодействуют личность, семья, государственные и общественные институты; учебно-воспитательные заведения, средства массовой коммуникации, религиозные институты, общественные организации и др.».
Вроде бы все правильно. Единственное, что не понятно – о чем это. Не понятно, в чем нерв, в чем проблема воспитания. Не понятно, в чем его драматургия.
А теперь посмотрим, что думают о воспитании сами учителя.

“Воспитание заканчивается тогда, когда его начинают разлагать на цели и средства, на задачи и инструменты”.
“Воспитание – это принятие, понимание, сопровождение”.
“Если понимать под воспитанием назидание, этого не должно и не можно делать. Ребенку претит всякое назидание. К сожалению, большинство коллег понимают под воспитанием вдалбливание, принуждение, насилие”.
“Положительные изменения в ребенке происходят, как это ни парадоксально, не тогда, когда его ругают, отчитывают – одним словом, «воспитывают», а тогда, когда принимают и уважают таким, какой он есть”.
“Воспитание – не в словесных доводах и рассуждениях. Когда твоя жизнь настолько полна и интересна, что ребенку хочется жить такой же жизнью, – это и есть подлинное воспитание. И только тогда учитель становится подлинным лидером для детей”.
“Лев Толстой говорил, что воспитание как «делание человека по образцу» – занятие бесперспективное, потому что люди не берут эти образцы. Люди – такие хитрые существа, которые ускользают от любого прямого воздействия. Поэтому хорошо бы учить и математике, и другим предметам, но делать это так, чтобы ребенок не забывал про себя и думал, зачем он это делает и кому это нужно”.
“Учитель воспитывает не действием, а скорее тем, как он реагирует на те или иные действия своих учеников или коллег-учителей”.
“Как бы мы ни старались воспитывать при помощи мероприятий, мы все равно воспитываем личным примером. Нашу суть от детей не скроешь”.
“А с целенаправленным воспитанием не получается. Стараешься давать детям положительные примеры, исходя из того, какими бы хотела видеть своих детей в будущем. Но вот проходит время, и ты действительно видишь в своих учениках отражение себя. Но совсем не то, которого ты добивалась. Ты узнаешь в детях те свои стороны, которые тебе самой неприятны”.
“Как можно разделить: вот здесь я учу детей географии, а там – учу любить людей. Если я учу детей географии, я их все равно воспитываю”.
“Раньше я думала: как учитель я все могу. Но когда у меня родился сын, он помог мне изменить взгляд на моих учеников. Мой сын все делает по-своему, часто не соглашаясь со мной, и через некоторое время оказывается, что он прав. И благодаря сыну я впервые научилась принимать детей такими, какие они есть, а не такими, какими их хочется видеть”.
“Совесть – это не орган внешнего контроля, а орган, согласующий человека с самим собой. Никакие курсы повышения квалификации тут не помогут”.
“Родители должны в ребенка верить. Заслужить доверие собственного ребенка – это большой подвиг. Дети быстрее и точнее, чем взрослые, замечают лицемерие. А еще учитель должен уметь прощать”.
“Результат воспитания – в умении и желании быть внутренне свободным, в умении найти себя в жизни, во внутренней уверенности, в умении окружить себя любимыми и любящими людьми”.
“Измерить результаты воспитания нельзя. Можно – заметить. И исключительно по жизни вне школы”.
“На первом родительском собрании я сказал родителям: «Я буду учить ваших детей, а воспитывать их должны вы, потому что это вам они принесут в старости стакан воды». А среди родителей оказался ректор нашего педагогического института, и он тут же побежал на меня жаловаться директору школы: мол, кого ты поставил в класс моего сына – он не хочет заниматься воспитанием. Сегодня мое мнение по этому вопросу изменилось, и я уже не сказал бы так никому”.
“Воспитывает все, а вот измерить результаты воспитания действительно смогут лишь родители сегодняшних учеников, причем лет через пятьдесят. Или люди, которые будут жить рядом и нуждаться в помощи. По большому счету это и есть мера измерения”.
“Главное, чтобы наши дети оказались свободными от каких бы то ни было идеологий. Пусть живут как хотят, а не как им указывает какая-то светлая идея”.
“Мы иногда от ребенка слишком многого хотим. Создаем некий желаемый образ, к которому и подталкиваем этого ребенка изо всех сил. Это и называем воспитанием. Тогда как ребенок – это личность со своим предназначением. И важно, чтобы ребенок почувствовал уверенность в себе как в личности. Но для этого нужно, чтобы личностями чувствовали себя мы”.
“В воспитании, как и в жизни, граница твоей свободы заканчивается там, где начинается кончик носа твоего ребенка. И важно осознать уникальность собственного носа, иначе не научишься уважать чужой”.
“Младшие подростки сопротивляются любому давлению со стороны взрослых, и когда помощь предлагается слишком настойчиво, они ее отвергают. Но это скорее говорит о неумении взрослых найти форму помощи. Чем старше становится ребенок, тем проще с ним договориться, найти общий язык, понять, какая помощь ему нужна. Старшие подростки готовы запрашивать эту помощь и осознанно ее принимать – конечно, если они еще не настрадались от общения со взрослыми”.
“Они сами хотят пройти свой путь. И правильно делают: ведь чужой опыт ничему не учит. У каждого свое представление, как ему жить, поступать. И не надо навязывать им свои критерии, свои рамки, свои представления о том, как правильно. Хотя если аргументированно объяснить им, почему надо делать именно так, большинство детей спокойно соглашаются”.
“Если взрослые навязывают свое мнение, что же делать, как не сопротивляться? И я бы сопротивлялась в подобной ситуации”.
“К сожалению, к 10–12 годам дети перестают верить взрослым. И взрослые сами в этом виноваты”.

Такой вот коллективно-собирательный образ воспитания. Дословно воспроизведенные реплики педагогов из Москвы и Московской области, Санкт-Петербурга, Обнинска, Рязани, Кирова, Воронежа, Архангельска, Гомеля...
С точки зрения любого учебника по теории воспитания, наверное, все это поверхностно и несистемно. Но это те акценты, которые заставляет расставлять жизнь.
И потому хочется вчитываться в эти тезисы и думать, предлагая свои собственные варианты понимания того, что такое воспитание. Хочется соглашаться или спорить и дополнять палитру приведенных мнений своим.
Во всяком случае в этих тезисах чувствуется дыхание реальной жизни, и потому они интересны.
Это те образы воспитания, которые всплывают в учительском сознании в первую очередь. И потому это тот живой материал, который и должен становиться предметом серьезных теоретических обобщений.
В той теории воспитания, которой еще нет, но которую нужно создавать.
Может быть, начнем создавать эту теорию общими усилиями?

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru