ЯЗЫКИ ШКОЛЫ
Территория умолчания
На каком наречии должен изъясняться
учитель
Боролись и выживали, терпели и бунтовали
и вдруг поутихли: стало понятно, что наша
педагогика – та же вавилонская башня, даже хуже:
строители башни не просто говорят на разных
языках, а делают вид, что язык у них общий:
используют одни и те же слова и обороты для
выражения взаимоисключающих смыслов. «Развитие
творческих способностей», «образовательный
стандарт», «лингвистическая компетенция», да что
там, просто «урок» или «оценка» – сколько
педагогов, столько смыслов. Как описать эти
смыслы? Как создать компендиум невымышленных
фактов школьной жизни? Как унять разнобой и
невнятицу означивания педагогических явлений и
сделать необходимый шаг к ясности
педагогического языка, на котором мы думаем и
говорим?
Учитель закрыт. Он, как Левша, мастерит что-то в
запертой избе, и никто не знает, как именно ему
удается «подковывать нимфазорий». А если ему все
же приходится описывать свой опыт, он берет
педагогические журналы и переписывает оттуда
подходящие, с его точки зрения, абзацы.
Неудивительно: первые, кто понял, что такое вода,
были конечно же не рыбы.
Должен ли учитель ко всему прочему еще и
вырабатывать метаязык для описания своих
спонтанных действий? И разве мало над ним
замдиректоров и методистов, призванных помогать
в налаживании связей с наукой и образовательной
политикой?
Все это пустая риторика, потому что выгоднее
держать учителя в немоте и неведении. Сначала
заставлять писать «свою авторскую программу», а
потом таскать мастера за вихры.
Но профессиональная безъязыкость не столь
невинна, как может показаться на первый взгляд.
Невысказанное – не значит несуществующее. Обида
и боль долго не утихают, отражаются на отношениях
с родными и близкими, компенсируются в общении с
учениками – в конце концов настолько
деформируют психику учителя, что он сбивается на
грубость, озлобляется против учеников, а заодно и
против их родителей. «Не выучил? А зачем тебе
учиться, тебя и так на машине в школу привозят!..»,
«Нет тетради? Родители ваши только о деньгах
думают да о походах по магазинам, совсем с ума
посходили...», «Ой, какая ты нарядная, вот бы еще
училась хорошо!..» Раздражает все: и дорогая
ручка, и особенная тетрадь, и костюмчик от кутюр
(на пятикласснике!). Особенно – мамы,
непринужденно болтающие в вестибюле. Они все
себе купят. А я? Кто я? Зачем я? Но и эта серия
вопросов наталкивается на отсутствие внятного
толкования.
А вот то, что тревожит и мучит особенно сильно:
«Помолчал бы, за умного сойдешь...», «В векторах ты
и правда разбираешься, но посмотри на грязь в
тетради – за это «двойка...», «Опять намудрила,
перестаралась, ни к чему это, я же план давала...»,
«Ну что, умничать будем или отвечать?» И дети для
своей безопасности вынуждены казаться глупее,
чем есть на самом деле, больше помалкивать на
уроке, а за глаза смеяться: «Я подхожу к столу,
говорю: мне одно задание в тесте непонятно, она
подробно объясняет эту ерунду, а я быстро сверяю
свои ответы с ее листом – по биологии у меня
всегда пятерки».
Не только материальное преуспеяние, но и
изобретательность, ум, чувство собственного
достоинства учеников оказываются для учителя
теми картами, которые ему нечем бить. Поражение и
еще раз поражение. Есть ли выход, кроме
разъедающей душу обиды?
Конечно, потому что главный козырь все еще не
введен в игру. Этот козырь – понимание того, что
на самом деле происходит в школе.
Речь идет о существовании особого
педагогического пространства-времени, мира, в
котором все возможные и самые невозможные
ситуации могут быть определены и осмыслены по
законам этого мира, на его языке. Его обитатели
так же отличаются от обычных людей, как
поэтическая география отличается от обычной, как
школьное письмо – от литературы, а меры веса и
длины – от эталона. Однако этот мир все еще не
открыт: места не названы, язык не описан, свойства
индивидов не изучены. Все, даже сами жители этого
мира, мыслят о нем предположительно, гадают,
словно речь идет о далекой и недоступной планете.
Искусство педагогика, наука или что-то третье?
Вопрос надоевший, но не праздный. Это вопрос о
том, каким должен быть язык описания
деятельности учителя и детей. Хронический уход
от его решения заставляет предположить, что
влиятельные люди сознательно тянут с освоением и
развитием ресурсов педагогической математики,
биологии, филологии, etc. – и находят опору именно
в языковой разобщенности педагогов, фактически
– в безъязыкости. В такой ситуации легко спутать
солнце и медный грош, выплеснуть с водой ребенка,
не отличить поражения от победы… Вот и случайно
подслушанный разговор старшеклассниц это
подтверждает:
– Нас химичка совсем замучила двойками и
дополнительными, просто кошмар какой-то.
– А, забей, что ее слушать – одна юбка, две кофты.
Что она вообще может?
Обидно? Но ведь и небезосновательно: в гордом
одиночестве никакой самоотверженностью и самым
полным самопожертвованием сегодня в педагогике
не спасешься. Хотим мы или не хотим, но ощутить
педагогику как новый дивный мир все равно
придется. Да и пора наконец.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|