Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №70/2003

Четвертая тетрадь. Идеи. Судьбы. Времена

ЛЮБИМЫЙ ГОРОД
СЮЖЕТЫ

Родина “русских бригантинов”

Если главной достопримечательностью Брянска принято считать суровый Брянский лес, то достопримечательностью номер два скорее тоже будет не памятник и не дворец, а, так скажем, природный ресурс. А именно река Десна.
Режиссер А.Довженко писал: “Благословенна будь, моя нетронутая девица Десна! Вспоминая тебя много лет, я всегда становлюсь добрее, чувствую себя богатым и щедрым – так много дала ты мне подарков на всю жизнь. Счастлив я, что родился на твоем берегу, что пил в незабываемые годы твою мягкую, веселую, седую воду, ходил босиком по твоим чистейшим пляжам, слушал рыбацкие сказки на челнах и сказания старых про глубокую древность, что считал в тебе зори на опрокинутом небе, что и по сей день, глядя порой вниз, не потерял счастье видеть эти зори даже в обычных лужах житейских дорог”.
Режиссер посвятил реке целую книгу и назвал ее “Зачарованная Десна”. Похоже, что эта река достойна такого внимания.
Мария Тенишева вспоминала о своем свадебном путешествии на пароходике своего мужа: “У Вячеслава был свой собственный пароход, построенный на Бежицком заводе. Мы сели на “Благодать” в двенадцать часов дня… Местами водное пространство незаметно суживалось, чувствовались берега, заросшие кустами, окутанные бледно-зеленой дымкой. Искрящаяся мелкая рябь на воде ослепительно блестела на солнце, и теплый ветерок ласково щекотал лицо. Мы были прикованы этим зрелищем. Для слов и восторга не было места”.
Что ж, тоже без пяти минут признание в любви к реке Десне.
Река была не только поводом для сочинения романтических абзацев, но и своего рода культурным центром Брянска рубежа девятнадцатого – двадцатого столетий. Летом здесь устраивали платные (в то время их звали торговыми) купальни (разумеется, раздельные для женщин и мужчин). Зато зимнее развлечение – каток – было совместным. Его также заливали на Десне и также брали с посетителей некую, отнюдь не символическую плату.
Но главной ролью главной реки Брянска была роль деловая, даже стратегическая. Дело в том, что в первой половине восемнадцатого века Брянск был одним из центров российского судостроительства. Это было делом государственным, и руководство им осуществлялось из самого Санкт-Петербурга. Вот, например, один из документов, датированный 1737 годом: “Сего ноября… прислан Ея Императорского Величества Указ из Адмиралтейской Коллегии о представлении при рапорте с имянным списком от экспедиции над верфями и строениями: без всякого замедления по отправлению в Брянск и строению пятидесяти русских бригантинов оптенских слобод плотников трехсот человек в работу годных, не престарелых и не малолетних, а жалования давано будет по Указу по три рубли на месяц… И по Ея Императорского Величества Указу и по определению канторы партикулярной верфи велено и тебе (поручику Семену Тегалеву. – А.М.) послать сея Указ, по которому тебя оптенския с обеих слобод плотников всех преставить, в которой партикулярной верфи с ымянным подлянным списком только оставить самых малолетних, которые от пятнадцати лет и ниже сего. Ноября с 5 дня пополудное и в пятом часу неотложно, без всякой оговорки, которые при адмиралтейские и в партикулярных работах всех собрать вместе и представить канторе неотложно и поручику Тегалеву о вышеописанном учинить по сему Ея Императорского Величества Указу”.
Затем производство судов переместилось в другие места, и Десна сделалась просто одной из самых судоходных рек России. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона сообщал: “Начиная от самого Брянска тянутся целые ряды плотов с лесными материалами, мальцовский товар… состоящий из простого стекла, хрусталя, чугунного литья, железной эмалированной посуды, фаянса и др.”.
И еще одна задача ставилась перед Десной. Дело в том, что центр города располагался на одном берегу этой отнюдь не узенькой реки, а железнодорожный вокзал – на другом. Неудивительно, что в “Брянском справочнике” значились такие сведения: “Сообщение между ст. Брянск Риго-Орловской железной дороги и городом.
1) Пароходное. Пароходы отходят приблизительно через каждые полчаса. Цена билета за проезд в один конец – 10 коп. Учащиеся платят 5 коп.
2) Сообщение линейками. За один конец от вокзала до города – 10 коп.”.
Неспроста водная дорога значилась на первом месте. Да и дешевле это было (правда, только для учащихся). Зато река Десна от этого приобретала еще больший колорит, нисколько не мешавший наслаждаться романтическими прелестями этого природного ресурса.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru