Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №69/2003

Вторая тетрадь. Школьное дело

КУЛЬТУРНАЯ ГАЗЕТА 
ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО ВЫСТАВКЕ 

Римма КРЕЧЕТОВА

Из хроник диких горожан

В Дарвиновском музее представляют хвостатых и пернатых «москвичей»

Выставка, недавно открывшаяся в Дарвиновском музее, называется «Пернатые и хвостатые москвичи». Она про ту жизнь, которая существует рядом с нами в парках, дворах, подъездах, а иногда и квартирах, куда из подвалов порой наведываются незваные гости.
К облику некоторых мы давно привыкли. Никого не удивит голубь, клюющий хлеб прямо из рук, или ворона, хрипло каркающая по утрам почти под окном. Привыкли мы и к стаям бродячих собак, все увереннее осваивающих правила поведения не только на улицах, но и в общественном транспорте. Сегодня можно увидеть, как невозмутимо они спускаются по эскалатору в метро, чтобы выспаться там или согреться. А иногда входят в вагон и едут по заранее намеченному маршруту, и, как мы, ждут, пока дверь откроется на нужной остановке. От их домашней зависимости почти ничего не осталось. Как и от домашней раскормленности. Теперь это самостоятельные звери в естественной физической форме. Их жизнь трудна, но они не выглядят несчастными. И совершенно неподражаемо презрение, с каким они смотрят на своих собратьев, бегущих за хозяином на поводке. Это далеко не первое поколение одичавших собак, и память о человеческом доме у них давно уже выветрилась. Их дом – город. Они – москвичи, причем в отличие от многих из нас москвичи «коренные».
Мы редко задумываемся о жизни наших многочисленных диких сограждан, лишь некоторых знаем «в лицо». И выставка Дарвиновского музея показывает город с особенной стороны как место, где сосуществует множество разных форм жизни, иногда опасных для нас, но чаще – страдающих, как и мы, от уличного шума, загрязнения воздуха, от нашего безалаберного хозяйствования, от человеческого эгоизма и высокомерного отношения к природе.
Вот на стендах фотографии «города людей»: каменные коридоры улиц, неубранные залежи мусора на стихийных свалках, мощно дымящие заводские трубы и отвратительное скопление бутылок и банок на лесной поляне. А рядом, на других стендах, в витринах – хрупкие стрекозы, яркие бабочки, удивительно тонко и смело расписанные природой птицы. И слышны живые голоса города: лают собаки, поют птицы, кто-то перекликается с кем-то не на человеческом языке. И вдруг в эту естественную звуковую палитру врывается лязг тормозов, звук проходящей мимо электрички, автомобильные гудки, многоколесный и непрерывный шорох шин. Сначала кажется, что уличные звуки проникают в зал через музейные окна. Настолько они привычны для слуха. И лишь потом понимаешь: это элемент экспозиции, заставляющий почувствовать разницу.
Мы постоянно говорим об экологии города, мы недовольны ею. Мы страдаем, болеем, мы требуем от властей принятия мер. Но часто сами ведем себя варварски, разрушая то, что кто-то другой пытается привести в надлежащий порядок. Выбросить мусор из окна квартиры или машины, проехать колесами по недавно посеянному газону, выкопать цветы с уличной клумбы, выгуливать собак у детской песочницы, выворотить скамейки в парке (для дачи) – с этим сталкиваешься на каждом шагу.
Булгаков прав: разруха начинается в головах. И Дарвиновский музей своей выставкой, обращенной вроде бы к нашим эмоциям, пытается поселить в наших головах привычку и способность к экологическому мышлению.
Впрочем, весь музей с его огромной, разнообразнейшей экспозицией, рассказывающей о многообразии жизни на планете и о постоянной ее изменчивости, подчинен такой сверхзадаче.
Вот множество стендов с детскими фотографиями (это результат проведенного фотоконкурса «Животные нашего двора»). Среди них есть удивительные по непосредственности восприятия окружающей нас жизни работы совсем юных фотографов, которые чутко, а нередко и с настоящим умением рассказывают о сосуществовании в городе мира животных и мира людей. Дети улавливают и забавное, и трогательное, и грустное. Их снимки полны юмора, любви и тревоги.
Вот инсталляция: уголок городской квартиры. Телевизор. Шкаф с посудой, продукты в пакетах и банках с яркими этикетками. Мужчина с крошечной собачкой на руках отрешенно сидит у стола. Пепельница, раскрытая пачка сигарет (рядом – табличка с предупреждением об опасности курения: рак и т.д.). Малогабаритный мир современного человека. Створка окна приотворена. И пушистая белая кошка выглядывает во двор. Там, среди сплошного асфальта, растет одно слабое деревце, да ворона клюет что-то, добытое в стоящем у стены мусорном ящике, да сидит безучастный ко всему беспородный дворовый кот, будто не замечающий внимания кошки. А совсем рядом – стенд с данными о том, какие человеческие органы на какие загрязнения среды реагируют сильнее всего.
Мрачно? Но полезно и поучительно.
А вот веселое: «живые весы». Встав на них, вы узнаете не только ваш вес, но и его соотношение с весом других живых обитателей мира. Мой, например, оказался равным весу 15 кошек и ни в какое сравнение не идет с весом слона. Конечно, это забавная мелочь. Но для самых маленьких посетителей музея (а их достаточно много, хотя значительно больше школьников, которых приводят целыми классами) в таких мелочах и заключена игровая изюминка знания.
Однако при некотором снисхождении к возрасту части своих посетителей это вовсе не детский, а научно-серьезный биологический музей, основанный Александром Федоровичем Котсом еще в 1907 году (истории музея посвящен специальный раздел экспозиции). Его обширная экспозиция, размещенная на трех этажах современного, специально построенного здания, рассказывает о многообразии жизни на Земле сквозь призму учения об эволюции Чарлза Дарвина (есть в экспозиции и макет «Бигля», корабля, на котором Дарвин совершил свое знаменитое плавание, и большая карта с обозначением маршрута). И по залам музея, где так много фотографий живой природы, скульптур, муляжей, прекрасно выполненных чучел, можно с пользой и удовольствием пробродить целый день.
Казалось бы, сегодня, когда по телевидению показывается столько интересных фильмов про зверей, про природу и всяческие путешествия, какой смысл смотреть на бездвижные музейные экспонаты? Признаюсь, и я думала так же. Но присев на удобное кожаное кресло в одном из музейных залов, стала смотреть фильм о животных (они здесь непрерывно демонстрируются на телеэкранах). И странно, вроде бы живой, но на самом деле виртуальный крокодил показался вдруг лишь иллюстрацией к тому, «настоящему», с раскрытой пастью замершему где-то неподалеку. На экране, оказывается, интересно наблюдать естественную жизнь зверя. Зато здесь, в музее, можно долго-долго рассматривать, каким его сотворила природа.
Путей познания много.
И нет смысла пренебрегать хотя бы одним.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru