Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №69/2003

Вторая тетрадь. Школьное дело

СЕДЬМЫЕ СОЛОВЕЙЧИКОВСКИЕ ЧТЕНИЯ 
26 - 27 СЕНТЯБРЯ. МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ДОМ УЧИТЕЛЯ 

«Будущее: построение жизненной перспективы детей.
Насколько это возможно и какие опасности ждут нас, родителей и учителей, на этом пути?»

Ведущая: М.Р.БИТЯНОВА, кандидат психологических наук, профессор МГППУ, директор Центра психологического сопровождения образования, г. Москва

Психолог Марина Битянова начала с предложения пройти небольшой тест. Каждый участник рисует три круга с буквами “Н”, “П” и “Б”. Первый круг символизирует настоящее, второй – будущее, а третий – прошлое. Оказывается, что, когда аналогичный тест проходят старшеклассники, самый маленький круг выпадает на настоящее, а самый большой – на будущее. При этом у многих старшеклассников эти три круга никак не связаны между собой.
В профессиональном самоопределении ребенка принято выделять четыре этапа. Дети дошкольного и младшего школьного возраста примеряют на себя разные профессии, играя в пожарников, милиционеров, врачей. Это этап детской игры. Следующий этап, на котором многие застревают, – этап ранней подростковой фантазии. На этой стадии ребенок представляет себя реализовавшимся в какой-либо потрясающей профессии – спортсмена, кинозвезды и т.д. Лишь с 8 класса наступает время серьезного выбора.
Сначала выбор осуществляется с точки зрения личного интереса: “мне интересна биология – пойду в биологи”. Затем ребенок начинает подходить к будущей профессии с позиции своих способностей: “у меня хорошо идет физика – пойду-ка я в физико-технический вуз”. И наконец, на первое место выходят жизненные ценности и приоритеты.
Здорово, когда ребенок говорит: “мне нравится помогать людям – я буду врачом”, “я люблю общаться с людьми – хочу быть психологом”, “мне удобно, когда все четко расписано, организовано, – пойду-ка я в военное училище”. Наконец, наступает этап практического принятия решения. На этом этапе ребенок продумывает шаги, которые он должен совершить, чтобы тот или иной профессиональный выбор осуществился.
На взгляд Марины Битяновой, в задаче профессионального самоопределения существует несколько вопросов, которые необходимо обсудить с детьми.
Во-первых, нужно подумать над тем, какие профессионалы сейчас требуются обществу?
Кому-то это может показаться нелепым, но важно также поговорить про отношение общества к той или иной профессии.
Во-вторых, важно учесть направленность интересов, знания, способность и интерес к самоанализу. Например, на гуманитарные факультеты не стоит поступать человеку, которому неинтересно разобраться в себе, в собственных чувствах и мотивах. И напротив, человеку креативному, склонному к самоанализу, будет тяжко в профессии с высокой алгоритмизацией деятельности.
Имеет смысл обсудить условия труда и содержание будущей деятельности. “Вот ты выбрал работу машиниста метро, а ты понимаешь, что тебе все время придется находиться в поезде, который ходит по туннелям?” Либо ребенок выбирает доходную профессию экономиста. “А ты подумал, что это целый день с утра до вечера сплошные цифры, цифры, цифры?..”
Каждая профессия втягивает человека в определенный мир ценностей, интересов, взглядов, отношений.
Профессия не есть нечто, заложенное в человеке как склонность, профессия – это результат осмысления многих факторов. Поэтому важно, оттолкнувшись от результатов тестирования, обсудить внутреннее стремление человека занять ту или иную профессиональную нишу.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru