Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №69/2003

Третья тетрадь. Детный мир

СЕДЬМЫЕ СОЛОВЕЙЧИКОВСКИЕ ЧТЕНИЯ 
26 - 27 СЕНТЯБРЯ. МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ДОМ УЧИТЕЛЯ 

Семинар, мастер-класс: «Семейное образование по Никитину»

Ведущая: Л.А.НИКИТИНА, хранительница очага знаменитой семьи Никитиных, соавтора многих идей и работ Б.П.Никитина, г. Москва

Симон Львович Соловейчик когда-то посоветовал педагогам Никитиным писать книги о своем опыте. На VII Соловейчиковских чтениях Л.А.Никитина держала ответ перед своими слушателями – так она сама определила свое выступление. По мнению Лены Алексеевны, именно родители, а не школа отвечают за то, что происходит с их детьми.
Никитины даже не столько воспитывали, сколько жили вместе с детьми, деля с ними все радости и трудности. Взрослые несут ответственность за своих детей, за то, какими людьми станут дети, когда вырастут, какую жизнь проживут и какое общество впоследствии сформируют.
«Борис Павлович Никитин считал, что трагедия современности в том, что женщины сегодня превратились в мужчин», – рассказывала Лена Алексеевна. – А причина – в воспитании. Ведь с детства нужно закладывать в человека представление о жизни и о его роли в ней. «Сегодня очень популярно говорить “женщина сидит с ребенком”, а ведь это же ужасно, если женщина сидит с детьми. Если это так, то пусть она лучше этого не делает, а работает, например. Растить детей – это настолько тонкая работа! Растить нужно своими руками, своей душой…»
Борис Павлович Никитин никогда не держал детскую руку. Дети у него держались сами. Как и учились ответственности, осторожности, преодолению трудностей: «Ты сам должен справиться со своими трудностями, сам должен решить задачу. Должен сам стукнуть себе молотком по пальцу, упасть, испытать боль… Никто не сделает это за тебя». Борис Павлович умел заинтересовать своих детей, занять их делом. И позволялось им многое, если был к тому интерес. Изобретались способы безопасно познакомиться с опасностью. С огнем, например. Дети учились у родителей, родители учились у детей. Встречаясь с собственными ошибками, Никитины возвращались назад, и все начинали сначала.
Один из главных уроков, который вынесли Никитины из своего опыта, – опасность экспериментов по раннему развитию детей. Раннее развитие, о котором говорили педагоги раньше, себя не оправдало: «Боже упаси от этого раннего развития! Не надо еще до рождения ребенка учить его иностранным языкам – пусть он сначала узнает родной язык. Не надо рано учить детей читать. Если черпать информацию из книг раньше, чем обретется собственный опыт, книги заслонят живую жизнь. Ребенок не будет способен ощущать живого человека, а просто будет наделять окружающих своими “книжными” представлениями о них».
Лена Алексеевна прочитала в какой-то православной книжке: «Брака по любви не бывает». Удивилась, стала читать и выяснила, что смысл этой фразы в том, что любовь нужно взращивать. Только взаимная работа может вырастить любовь в семье. Только когда два мира сходятся в один, появляется любовь.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru