СЕДЬМЫЕ СОЛОВЕЙЧИКОВСКИЕ
ЧТЕНИЯ
26 - 27 СЕНТЯБРЯ. МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ
ДОМ УЧИТЕЛЯ
«Как помочь ребенку пережить
переходный возраст?»
Ведущий – кандидат психологических наук
А.Ф.ШАДУРА
Александр Шадура начал свой
диалог с залом с вопроса: называть переходный
возраст трудным или нет?
– Может быть, все дело в том, что и мамы, и папы, и
учителя ждут от подростка взрослой
ответственности, зрелых поступков, волевых
решений, а сталкиваются с тем, что этого еще нет. И
кидаются в другую крайность: отчитывают, ругают,
призывают к порядку.
– Почему подросток обманывает? Сочиняет
немыслимые истории по поводу опоздания или
невыученного урока, по поводу родителей, которые
его якобы наказывают за плохую учебу.
– Как относиться к фантазиям? Если ребенок не
погружен в эту выдуманную жизнь настолько, что
она заменяет ему настоящую, то фантазии – это
нормально. Многие проходят через выдуманные
миры, судьбы, поступки. Может быть, ребенок еще
доигрывает то, что не доиграл, а может быть,
компенсирует бедную событиями, признанием,
теплотой взаимоотношений жизнь.
Подросток часто не может сказать, почему он
поступил так или иначе. Подростковый поступок
совершается под воздействием обстоятельств.
Терпение – главное качество для тех, кто рядом с
этими большими детьми. Им очень нужна поддержка и
подтверждение того, что они хорошие, что их
принимают.
– Что делать учителю, если он видит, что у ребенка
непонимание в семье?
– Нужна работа с родителями. Надо понять, от кого
в семье исходят жесткие требования, а кто может
наладить или удержать контакт.
Иногда взрослые не чувствуют, что их требования
расходятся с их действиями. Например, мама
жалуется на несамостоятельность мальчика: не
делает сам уроки, не выполняет никаких поручений
по дому. А оказывается, что она просто не
предоставляет ему достаточной автономии.
– Сказал, что будет в восемь, и не приходит.
Обещал позвонить – и не звонит…
– А как было в прошлый раз? Опоздал и получил
выволочку? Вот он и оттягивает этот миг расплаты
максимально. Приходит не на полчаса позже, не на
час, а заполночь.
Дети ошибаются, но важно высказывать свое
беспокойство, а не недовольство. И важны
интонации.
– Что делать с детским воровством?
– Не надо делать вид, что ничего не произошло. Но
надо понимать, что признаться ребенку трудно.
Ребенок отпирается до последнего, и это
нормальная реакция. Не надо требовать, чтобы
ребенок объяснил, почему он это сделал. Важно,
чтобы в разговоре взрослый и ребенок пришли к
общему заключению: то, что произошло,
неправильно. А еще важно, чтобы ребенок понял,
почувствовал: оттого, что это случилось, он не
перестал быть принимаемым, не стал плохим и
неисправимым. Да, это не одобряется, да, взрослые
беспокоятся за него, но надо вместе решить, как
сделать, чтобы это не повторялось.
Иногда это бывает с детьми, которым просто не
хватает внимания. Они словно специально
совершают такой поступок, чтобы их заметили и
выделили, хотя бы в форме наказания.
Главное – сохранять контакт с ребенком. Надо
стараться вникать в его интересы и увлечения.
Надо искать новые поля пересечения интересов, не
конфликтуя и не навязывая, а вникая и
прислушиваясь.
Большое искусство – не удерживать взрослеющего
ребенка возле себя. Он должен знать, что его
любят. Он может всегда рассчитывать на поддержку
и помощь родителей. Но, удерживая детей всеми
силами и не замечая этого, мы делаем их
беспомощными. А они должны обрести силы быть
самостоятельными.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|