Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №69/2003

Третья тетрадь. Детный мир

СЕДЬМЫЕ СОЛОВЕЙЧИКОВСКИЕ ЧТЕНИЯ 
26 - 27 СЕНТЯБРЯ. МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ДОМ УЧИТЕЛЯ 

«Как помочь ребенку пережить переходный возраст?»

Ведущий – кандидат психологических наук А.Ф.ШАДУРА

Александр Шадура начал свой диалог с залом с вопроса: называть переходный возраст трудным или нет?
– Может быть, все дело в том, что и мамы, и папы, и учителя ждут от подростка взрослой ответственности, зрелых поступков, волевых решений, а сталкиваются с тем, что этого еще нет. И кидаются в другую крайность: отчитывают, ругают, призывают к порядку.
– Почему подросток обманывает? Сочиняет немыслимые истории по поводу опоздания или невыученного урока, по поводу родителей, которые его якобы наказывают за плохую учебу.
– Как относиться к фантазиям? Если ребенок не погружен в эту выдуманную жизнь настолько, что она заменяет ему настоящую, то фантазии – это нормально. Многие проходят через выдуманные миры, судьбы, поступки. Может быть, ребенок еще доигрывает то, что не доиграл, а может быть, компенсирует бедную событиями, признанием, теплотой взаимоотношений жизнь.
Подросток часто не может сказать, почему он поступил так или иначе. Подростковый поступок совершается под воздействием обстоятельств. Терпение – главное качество для тех, кто рядом с этими большими детьми. Им очень нужна поддержка и подтверждение того, что они хорошие, что их принимают.
– Что делать учителю, если он видит, что у ребенка непонимание в семье?
– Нужна работа с родителями. Надо понять, от кого в семье исходят жесткие требования, а кто может наладить или удержать контакт.
Иногда взрослые не чувствуют, что их требования расходятся с их действиями. Например, мама жалуется на несамостоятельность мальчика: не делает сам уроки, не выполняет никаких поручений по дому. А оказывается, что она просто не предоставляет ему достаточной автономии.
– Сказал, что будет в восемь, и не приходит. Обещал позвонить – и не звонит…
– А как было в прошлый раз? Опоздал и получил выволочку? Вот он и оттягивает этот миг расплаты максимально. Приходит не на полчаса позже, не на час, а заполночь.
Дети ошибаются, но важно высказывать свое беспокойство, а не недовольство. И важны интонации.
– Что делать с детским воровством?
– Не надо делать вид, что ничего не произошло. Но надо понимать, что признаться ребенку трудно. Ребенок отпирается до последнего, и это нормальная реакция. Не надо требовать, чтобы ребенок объяснил, почему он это сделал. Важно, чтобы в разговоре взрослый и ребенок пришли к общему заключению: то, что произошло, неправильно. А еще важно, чтобы ребенок понял, почувствовал: оттого, что это случилось, он не перестал быть принимаемым, не стал плохим и неисправимым. Да, это не одобряется, да, взрослые беспокоятся за него, но надо вместе решить, как сделать, чтобы это не повторялось.
Иногда это бывает с детьми, которым просто не хватает внимания. Они словно специально совершают такой поступок, чтобы их заметили и выделили, хотя бы в форме наказания.
Главное – сохранять контакт с ребенком. Надо стараться вникать в его интересы и увлечения. Надо искать новые поля пересечения интересов, не конфликтуя и не навязывая, а вникая и прислушиваясь.
Большое искусство – не удерживать взрослеющего ребенка возле себя. Он должен знать, что его любят. Он может всегда рассчитывать на поддержку и помощь родителей. Но, удерживая детей всеми силами и не замечая этого, мы делаем их беспомощными. А они должны обрести силы быть самостоятельными.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru