Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №69/2003

Третья тетрадь. Детный мир

СЕДЬМЫЕ СОЛОВЕЙЧИКОВСКИЕ ЧТЕНИЯ 
26 - 27 СЕНТЯБРЯ. МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ДОМ УЧИТЕЛЯ 

«Мой ребенок – подросток»

Ведущая: И.А.ХОМЕНКО, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики РГПУ им. А.И.Герцена

Разговор начинается с описания драматизма подросткового существования.
Подросток – это существо, которое преодолевает в себе ученическую покорность и начинает строить себя самого на свой страх и риск. Если человек не пройдет полноценно испытания подростковостью, он застрянет в собственном инфантилизме. Таких случаев не перечесть. Но почему мы не умеем видеть в подростковом возрасте ценность, а видим только множество проблем, мешающих нам жить? Да, подростковость – это испытание для взрослого мира. Но может быть, боятся подростковости те, кто сам не пережил этот возраст как полноценный? Подростковые комплексы, подростковые страхи, подростковая неуверенность в себе, маскирующаяся внешней бравадой, – с чем это связано? С тем, что в подростке зарождается новая жизнь, которая ему неподвластна. Сплошные проблемные зоны, вовлекающие зал в неторопливую интеллектуальную медитацию.
Но тут в зал заглядывает Виктор Федорович Шаталов, берет в руки микрофон, и... Сила его личности такова, что уже через несколько минут возникает ощущение, что нет никакого «круглого стола» про подростков, а есть встреча с выдающимся педагогом. Кажется, что в зале не остается ничего, кроме бьющей со сцены шаталовской энергии и его рассказа об изобретенных им методах обучения, позволяющих научить любого ребенка любым премудростям школьной программы в невероятно короткие сроки.
Впрочем, когда микрофон попадает в руки Виктору Зарецкому, заявленному в программе соведущим «круглого стола», акценты существенно меняются. Усвоение школьной программы, подчеркивает Зарецкий, – это не самоцель. Вопрос не в том, чтобы усвоить школьную программу, а в том, чтобы научиться строить собственную траекторию развития. Подросток, осознавший собственные трудности и научившийся с ними работать, – это гораздо более предпочтительная модель развития, нежели подросток, эффективно и быстро освоивший школьную программу по предложенной учителем схеме. В первом случае учебные проблемы тоже будут решены, но на основе развития детской «самости». С точки зрения общих задач развития личности это более предпочтительный вариант.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru