Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №69/2003

Третья тетрадь. Детный мир

СЕДЬМЫЕ СОЛОВЕЙЧИКОВСКИЕ ЧТЕНИЯ 
26 - 27 СЕНТЯБРЯ. МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ДОМ УЧИТЕЛЯ 

«Школа, учитель, ученик – право на нестандартность»

Ведущая: И.Д.ДЕМАКОВА, доктор педагогических наук,
заведующая кафедрой педагогики и психологии АПКиПРО, г. Москва

Семинар по такой теме просто не мог быть скучным и предсказуемым. Так и случилось. Ведущая, Ирина Дмитриевна Демакова, начала с того, что предложила сыграть на рояле («Коли уж тут оказался рояль, и не в кустах, а прямо в зале»). Поэтому с самого начала стало понятно: придется перестроиться на нестандартный лад прямо сию минуту. Никто в зале ничего не записывал старательно в блокнотах – некогда было. Зато удалось не только услышать о нестандартном образовании, но и побывать на таком занятии.
Весь разговор строился как многоголосый диалог. В нем звучали присланные Ирине Дмитриевне письма педагогов из разных стран, строчки поэтов, рассказы учителей из зала… Давая определение нестандартной школе, гости пели, составляли толковый словарь и даже создавали скульптуры – символы стандартной и нестандартной школы. Было высказано предположение, что стандартных школ нет вообще: все школы разные.
И учителя тоже разные. Тот, кто подчиняется общим правилам, может стать частью обезличенной системы. Если же работать по-своему. И поплатишься за это. Поскольку собрались в зале педагоги с немалым стажем, у многих нашлось что рассказать и об увольнениях, и о дисквалификации, и о бесчисленных выговорах за те формы работы, которые сейчас называют инновационными. Некоторые студентки, присутствовавшие в зале, слушали с явным ужасом и недоверием. Хорошо, если бы эти рассказы так и остались для них страшилками из далекого прошлого.
Никто не может подарить право работать нестандартно. Только ты сам. И происходит это в тот момент, когда ты перестаешь радоваться послушному ученику и признаешь за каждым ребенком право быть неудобным, уникальным.
Ирина Дмитриевна предложила сидящим в зале вспомнить истории из собственного детства, когда взрослые были несправедливы. Возвращаясь к своему детству мы приходим от педагогики знания к педагогике понимания. Вспоминая себя, мы научаемся бережнее относиться к детям, не вписывающимся в общепринятые рамки. А такими почти всегда бывают талантливые ребята: и учатся плохо, и к окружающим нетерпимы.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru