Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №68/2003

Вторая тетрадь. Школьное дело

ШКОЛА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
НАШИ КОНСПЕКТЫ

Занавес поднимается с первым звонком!

Театральная педагогика может подойти для любого урока. А подходит ли она вам? Чтобы понять это, представьте, как бы прошли в вашем классе уроки по сценариям, которые мы публикуем на этой странице

Перед вами четыре игровых урока, выстроенных с использованием принципов театральной педагогики. Все они относятся к гуманитарному и художественному циклам. Но приемы, с помощью которых можно разбить класс на группы, разбудить ребячью фантазию, сбросить мышечное и эмоциональное напряжение, окажутся совсем не лишними и на уроках геометрии или биологии, не говоря уж о начальной школе.
Впустите в свои классы немного театрального волшебства и вдохновения.

Урок МХК:
стиль поведения западноевропейского и русского обществ второй половины XIX века


Урок рассчитан на факультативное или студийное занятие с подростками (12–13 лет). Оптимальное количество участников – 10–12 человек. Это может быть урок этики, мировой художественной культуры, литературы, истории или урок театра.
Цель урока – погрузить детей в атмосферу XIX века, оживить для них мир, которым наполнены русская литература и история.
Занятие начинается в кругу. Учитель предлагает назвать всем по одному слову-ассоциации или словосочетанию, которое возникает у них при упоминании XIX века. После первой игры, погружающей участников занятия в атмосферу урока, педагог делит участников на пары. Это можно сделать в игровой форме: молча и без жестов связаться с партнером глазами. Тот, кто нашел свою пару, поднимает руку. Когда все руки в кругу подняты, т.е. когда все нашли свои пары, по хлопку педагога все меняются местами и садятся рядом с партнерами, которых они выбрали, играя в гляделки. Далее пары должны придумать предложение, состоящее из слов-ассоциаций, названных в первой игре. Получившуюся фразу нужно произнести вслух в кругу.
Следующим этапом урока будет упражнение “Скульптор и глина”. Участникам, разбитым на пары, раздаются иллюстрации литературных произведений второй половины XIX века. Один человек в паре превращается в скульптора, другой – в глину. “Скульптор” лепит из “глины” фигуру, которая изображена на картине, используя при этом аксессуары и элементы костюмов, приготовленные учителем для проведения урока (кружевной зонт, ажурные перчатки, цилиндр, трость, бант, веер, длинная юбка или платье). На подготовку дается три минуты. “Скульптуры” оживают по хлопку учителя одновременно и начинают жить в предлагаемых обстоятельствах, оговоренных педагогом перед упражнением, например: “в приемной у влиятельного вельможи”, “в гостиной перед балом”, “в парке на гулянье” и т.д.
В то время когда “глина живет”, скульпторы внимательно за ней наблюдают, стараясь понять, какие действия адекватны эпохе и предлагаемым обстоятельствам, а какие – нет. После оживления картины все участники садятся в круг и вместе со зрителями обсуждают манеры поведения того времени, сравнивая его с тем, что продемонстрировали участники этюда. По ходу обсуждения педагог фиксирует наиболее точное исполнение, совпадение манер. Он просит исполнителей повторить наиболее точные жесты и позы, подключая к активной работе и зрителей, которым предлагается повторять движения вместе с педагогом: поклон мужской, обращение с цилиндром, ходьба с тростью, женский поклон, обращение с веером, приветствия, целование руки, типичные положения рук у дам, у военных и штатских.
Участники и зрители встают со своих мест и распределяются по залу, занимая пространство таким образом, чтобы все могли видеть педагога и повторять за ним движения. Не стоит, однако, перегружать урок хорошими манерами, так как гораздо легче объяснить, что такое дурные манеры, чем определить сущность хороших.
На это и направлено следующее упражнение: педагог кладет на стол разрезанные части трех целых листов, на которых изложены признаки дурных манер поведения. Общее количество фрагментов соответствует числу участников урока. Каждый берет по одному фрагменту текста, и все ищут недостающее продолжение. Так собираются три команды, у каждой – один из трех листов. Каждая группа вслух зачитывает свой текст. Причем каждый член команды читает свой фрагмент, а задача группы – сделать чтение интонационно монолитным и логически верным, как будто читает один человек. Такая работа с текстом позволяет активизировать его восприятие.
Следующая игра закрепляет полученные знания. Каждая из трех групп строит живую картину, в которой что-то неправильно, не соответствует правилам хорошего тона. Остальные группы должны заметить и исправить ошибку.
На этом урок можно закончить, так как с помощью игр участники познакомились с хорошими и дурными манерами, которые и определяли стиль поведения в обществе второй половины XIX века.
Тексты к уроку:

Лист № 1

Мужчина никогда не должен в разговоре запускать руку в карман. В присутствии женщин мужчина не должен садиться верхом на стул. Ни девушка, ни женщина не должны разваливаться на кушетке перед мужчиной.

Лист № 2

Мужчина не должен разговаривать, зажав в зубах сигару или со шляпой на голове. Дурной манерой считается напевать на улице, так же как стучать пальцами по столу и вообще производить какой бы то ни было шум. Шептание, подавленный или слишком громкий смех также не приняты в хорошем обществе.

Лист № 3

Нельзя сидеть нога на ногу. В разговоре не следует брать в руки и вертеть все, что попадется. Ничто не может быть неприятнее для хозяйки гостя, машинально мнущего дорогую бахрому мебели и вертящего в руках ценную безделушку. Светскость предписывает мужчине всегда и во всем уступать женщине.

Вера КОЛГАНОВА, Андрей ТРОЯН

Урок изобразительного искусства:
работа с образом в объемном и плоском изображении


Наш урок изобразительного искусства может проводиться с детьми начальной или средней школы (7–10 или 11–12 лет) в обычном школьном классе из 25–30 человек.
Задача занятия – развитие образного мышления, фантазии, тренировка умения увидеть, удержать в памяти и воспроизвести образ.
Урок изобразительного искусства мы начинаем с мышечной разминки: нам необходимо “размять”, привести в рабочее состояние руки: кисти, локти, плечи. Для этого мы выполняем упражнение “звезда”. По хлопку педагога дети “взрываются” – максимально энергично раскрываются в позу, когда ноги расставлены, стоят на носочках, руки раскинуты вверх, немного в стороны, пальцы растопырены, голова слегка откинута, глаза широко открыты, рот полуоткрыт. Все мышцы натянуты. Далее на счет 6 постепенно расслабляемся: опускаемся на пятки, роняем кисти, локти, плечи, корпус – повисаем на пояснице, как тряпичная кукла. Затем на 6 счетов медленно раскрываемся вновь. Упражнение повторяется несколько раз в течение двух минут.
Следующее упражнение – на освоение пространства. Дети должны двигаться между столами или мольбертами, не сталкиваясь с предметами и друг с другом, равномерно занимая пространство и при этом “превращаясь”, меняя образы: “Мы – облака, деревья, холодная вода, сгущенное молоко и т.д.”. На выполнение этого упражнения отводится 3–4 минуты.
Главное упражнение в разминке – замереть в самой замысловатой позе. Те, у кого позы получились наиболее интересными, странными, необычными, могут перейти к доске, чтобы все видели их произведения и могли обсудить их. Ребята разглядывают позы своих товарищей и угадывают, придумывают, что это, кто это. Когда для позы придумывается интересное “имя-название”, увидевшему образ предлагается дополнить данную позу, чуть-чуть изменить ее для большей выразительности. Тех ребят, которые по-другому увидели свой вариант образа, можно и нужно попросить скорректировать позу по-своему – что-то ввести или убрать лишнее, мешающие детали (положение кистей рук, ступней, поворот головы, выражение лица и т.д.). Зрители обсуждают, кому какой вариант больше нравится и почему. В этом упражнении на практике усваивается условие выполнения следующего задания: увидеть образ и выявить его для зрителя.
Следующее упражнение – раздача “клякс”. “Клякса” – цветное бесформенное пятно на отдельном листке бумаги. Такие листки, заранее приготовленные педагогом, получает каждый ребенок. Задание заключается в том, что нужно дополнить кляксу линией или цветом до выявления образа, т.е. нужно найти и нарисовать персонаж, который “спрятался в кляксе”. Искать героев можно по темам: 1 класс – звери настоящие и фантастические; 2 класс – герои сказок; 3–4 классы – портреты-ассоциации своих друзей и близких и т.д. Ученики 5–6 классов даже при поиске “на свободную тему” видят в основном зверей, поэтому лучше задавать конкретное направление поиска, не отвергая любые другие варианты проявления фантазии. Это задание может выполняться от 3 до 10 минут.
Работа с кляксой – набросок. После дорисовки образа в “кляксе” тот же персонаж на новом листе бумаги дети изображают крупно и подробно, сохраняя его характер, позу, цвет, но устраняя лишнее, уточняя и прорабатывая подробности его внешности: глаза, ноги, когти, горбы, крылья и т.д., не забывают изобразить и что делает персонаж рисунка. Эта работа занимает около 20 минут.
Проработка образа может каждый раз “открывать” тему программы, вплоть до разработки заданий по композиции в старших классах. Разминка в этом случае дается на взаимодействие в паре, тройке или иной малой группе.
Возможно проигрывание короткого этюда, сценки, с замиранием в максимально точно выражающей действия и характеры персонажей позе.
Рисунок в цвете и “дополненная клякса” рассматриваются вместе и оцениваются по оригинальности найденного образа, лаконичности и изяществу “завершения” кляксы, точности использования данных пятен (варианты полной “перекраски” не отрицаются, но рассматриваются как упражнения в фантазии “из другого задания”); учитывается степень “разработки” образа в крупномасштабном рисунке и его соответствие первоначальной идее.

Татьяна ТРОШИНА

Урок словесности: техника стихосложения, ритм, размер

Урок может проходить как в обычном классе, так и в студии или на факультативе. Материалы этого урока могут быть интересны учителям литературы и мировой художественной культуры. Возраст детей может быть от 10 до 15 лет. Количество учеников в классе – от 12 до 30 человек.
Цель урока: знакомство с особенностями структурной организации прозаического и стихотворного текста и самостоятельное создание стихотворения.
Урок делится на несколько этапов:

1-й этап: выяснить, чем проза отличается от поэзии (игра “Два племени”).
2-й этап: работа с рифмами (игра “Рифмы”).
3-й этап: работа с ритмом (игра “Ритмический диалог”).
4-й этап: завершающий (“Создание шедевра”).

Игра “Два племени”

Нужно разбить класс на тройки (например, рассчитавшись на 1–2–3). В каждой тройке один человек (2-й номер) из одного племени, а двое других (1–3-й номера) из другого.
Учитель обращается ко 2-м номерам: “Вы принадлежите к племени, которое ничего не знает о стихах, вы никогда не слышали стихотворной речи. И вот попадаете на остров, жители которого очень музыкальны, поэтичны и активно используют в повседневном разговоре как поэтическую, так и прозаическую речь, песни и танцы. Ваша задача: узнать как можно больше о поэтической речи, понять, что это такое”.
Учитель обращается к 1-му и 3 номерам: “Вы жители острова, на котором постоянно звучат стихи, музыка, народ поет и танцует, и это считается самой обычной формой выражения своих мыслей и чувств. Внезапно на острове появляются чудаки, которые не имеют ни малейшего представления о стихах. Ваша задача: попытаться объяснить вашему подопечному разницу между прозой и поэзией. Вы можете объяснять это не только при помощи слов, но и при помощи жестов – любым способом, который придумаете и который окажется эффективным”.
На выполнение этого задания дается 3 минуты. Затем “прозаики” – члены племени, не знакомого с поэтическими формами, собираются вместе и делятся впечатлением от знакомства с местными жителями, обобщая информацию так, как они ее поняли. В результате у них должно родиться письменное развернутое определение поэзии. Члены “поэтических” племен занимаются тем же самым – создают свои письменные варианты толкований. Затем каждая из трех групп предлагает свое определение.
В ходе беседы-обсуждения каждого из определений педагог помогает детям выделить основные характеристики поэзии, подводит ребят к акцентировке таких понятий, как рифма и размер (ритмический рисунок) как основным внешним отличиям прозы от поэзии.
Уяснившим, что такое рифма, нашим путешественникам надо немного потренироваться, и “местные жители” включают их в свою ежедневную игру. Для этого все перемешиваются и делятся заново на четыре команды.

Игра “Рифмы”

Педагог задает слово, к которому необходимо придумать максимальное количество рифм. Командам на выполнение задания дается 3 минуты. Команда, придумавшая наибольшее количество рифм, первой зачитывает свой список. Остальные команды отмечают совпадающие слова. Рифма, повторяющаяся у двух и более команд, вычеркивается. Выигрывает команда, придумавшая наибольшее количество “оригинальных” рифм.

Игра “Ритмический диалог”

Задача следующей игры – дать участникам почувствовать ритмику стихотворной речи. Ребята садятся в круг. Перед началом игры можно дать им минуту подумать и сосредоточиться, вспомнить знакомые стихи, ощутить или выбрать настроение.
Первый участник вспоминает (про себя) строчку какого-либо стихотворения и передает ее своему соседу, но не с помощью слов, а с помощью интонации и ритма, заменив слова каким-либо слогом или сочетанием слогов. Сосед должен ответить подходящей по рисунку фразой, используя “язык” своего партнера и по возможности передав подходящие случаю эмоции, чтобы получился поэтический диалог. Первый участник отвечает третьей строфой, исходя из ответа партнера, а не из своего задуманного стихотворения, и второй завершает беседу четвертой строфой. Потом он обращается к своему следующему соседу уже с новой строфой. Так по кругу до конца. Если мы играем в классе, состоящем из 25–30 человек, лучше разделить учащихся на 2–3 команды, в которых игра проходит одновременно.

Игра “Создание шедевра”

Познакомившись с рифмой и размером, можно приступить и непосредственно к стихосложению. Участникам предлагается разобрать карточки, на которых написаны две пары рифм (одинаковые для всех) и одна из трех схем рифмовки четверостишия: А-А-Б-Б; А-Б-А-Б; А-Б-Б-А. Таким образом, снова получаются три группы, у каждой из которых своя схема, следуя которой нужно сочинить свой вариант поэтического текста.
На сочинительство дается три минуты. Все дети в каждой из команд работают индивидуально, каждый выдумывает свое стихотворение. Те, чье четверостишие готово, отдают творения на обсуждение в своей группе. На обсуждение и выбор лучшего стихотворения отводится две минуты. Лучшее произведение каждой из групп зачитывается всему классу.
После игры хорошо бы собрать все сочиненные тексты и выпустить рукописный журнал или стенную газету, чтобы дети видели реальный результат своих творческих усилий.

Евгения СКРЕМЕТОВА

Урок литературы:
“Принц и нищий” Марка Твена – знакомство с героями


Это вводное занятие, на котором дети впервые входят в мир изучаемого произведения вместе с учителем. Наш урок рассчитан на воспитанников театральной студии, однако по этому плану может пройти и факультатив по литературе, и урок мировой художественной культуры. Возраст детей – 9–11 лет. Урок может быть рассчитан на группу в 12–15 человек или на целый класс.
Цель нашего урока – узнать, что запомнилось детям по прочтении повести, какие образы и картины ярче всего запечатлелись в сознании, какие темы, проблемы показались главными. Кроме того, на уроке мы поближе познакомимся с главными героями книги, их характерами, манерой держаться, речевыми особенностями. Учителя, которые захотят воспользоваться нашим опытом, легко смогут трансформировать урок, взяв за основу другое литературное произведение.
Первая игра, с которой мы начинаем занятие, называется “Теплый шар”. Вся группа становится в полукруг. Руководитель предлагает всему коллективу представить теплый шар, очень приятный и мягкий. Этот шар пока у каждого свой, он еще маленький, мы держим его в ладонях. Учитель говорит: “Закройте глаза, постарайтесь вспомнить и представить, что для вас значит “Принц и нищий” как литературное произведение. Какие ассоциации возникают у вас? Чем больше у вас воспоминаний, чем они подробнее, красочнее, тем больше будет становиться шар. А теперь откроем глаза.
Передавайте шар по кругу, соединяя все шары в один. У вас получился очень большой шар. Не уроните его. Он хрупкий. Все вместе поставьте его в центр, а теперь каждый по очереди вынимайте из этого общего клубка свои ассоциации. Рассказывайте и показывайте, кто что помнит”.
Задача упражнения – выяснить, что знают дети о произведении, насколько владеют сюжетом, что они считают главным в этом произведении. Но важно и другое – создать позитивный настрой, атмосферу тепла и общности в работе над произведением, разбудить не только память, но и мысль, и чувство, и фантазию. Если мы собираемся ставить с детьми спектакль по этому произведению, станет понятно, какая проблематика более всего волнует детей, “ПРО ЧТО” мы будем ставить, какой разговор затеем со зрителем. Если же мы изучаем произведения в рамках урока литературы, мы сразу увидим, какие элементы образной системы и проблематики дети воспринимают легко, а над чем следует кропотливо поработать.
Чтобы выявить, что помнят дети о героях произведения, приступаем к следующему этапу занятия: “Что общего между Принцем и Нищим? А в чем их различия? Какие вопросы будет задавать Принц Нищему и Нищий Принцу при первом знакомстве? При более длительном общении?”
Для выполнения следующего упражнения группа делится на две команды. Из “шляпы” (это может быть действительно шляпа, а может быть и коробочка или пакет), заранее приготовленной учителем, каждый ребенок вынимает “роль”. У одних на карточках написано “нищий”, у других – “придворный”. “Нищие” и “придворные” образуют две команды. Каждая команда должна разыграть этюд на тему “Утро”: “Утро в трущобах” и “Утро во дворце”. Дети должны подумать о том, что будут делать придворные и что будут делать нищие, какие вопросы они будут обсуждать каждый в своей среде, как держаться, какой лексикой (какими словами) пользоваться. Дети сами решают, кто какого героя в пределах доставшейся карточки представляет в этой игре (среди нищих могут быть маленькие сироты, матери и дети, старики и старухи и т.д.; среди придворных – пажи, камеристки, церемониймейстеры, министры, персоны разной значимости и величины). Затем от каждой команды игроки выходят в центр помещения и проигрывают каждый свою ситуацию. После этого этюды обсуждаются. Дети высказываются о том, что показалось им наиболее точным и убедительным, а что мешало, было “из другой книги, из другой жизни” – стилистически не соответствовало.
Если мы работаем над спектаклем, то наиболее удачные работы следует зафиксировать и проработать как этюды, которые могут войти в постановку. Если нет – двигаемся дальше.
Теперь команды “Принца” и “Нищего” должны попробовать продумать первую встречу главных героев. Не нужно стараться досконально вспомнить текст. Важнее понять, как мог бы прореагировать на встречу один и другой, что интересно одному и другому, как они старались бы держаться, какие бы у них возникли цели и желания. Все это продумывается в командах. Сочиняя поведение героя, дети опираются на знание его характера, среды воспитания и другие предполагаемые обстоятельства. Очень полезно подумать также: чего никогда в жизни не сделал и не сказал бы каждый из персонажей? После подготовки на площадку выходят представители от каждой из групп – они разыгрывают встречу импровизированно. Учитель может прервать этюд хлопком и попросить следующую пару начать этюд заново или продолжить разыгрывать ту ситуацию, которая сложилась у предыдущих игроков.
Если занятие ведется в малой группе (12 человек), то через игру должны пройти все дети. Если игра проходит в целом классе, дети сами выдвигают из своих команд по 5–6 основных игроков. Зрители же внимательно следят за исполнением этюдов, фиксируют не только наиболее точные слова, действия, манеры, но и самые грубые ошибки. После показа можно предложить детям перечитать по книге сцену встречи, а потом уже устроить обсуждение этюдов. Во время обсуждения важно понять, какие этюды оказались ближе книге по духу, а не по букве и почему дети думают именно так.
Благодаря этой игре мы войдем вместе с учениками в живой мир книги, сумеем просто и доступно поговорить о таких сложных понятиях, как стилистика и проблематика художественного произведения.

Любовь МАТВЕЕВА


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru