Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №68/2003

Вторая тетрадь. Школьное дело

ШКОЛА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

Приступ воспитания

Почему оно не может быть одно на всех

«Хит» нынешнего педагогического сезона – воспитание.  Во-первых, образовательное начальство не на шутку озабочено тем, что не тот выпускник нынче пошел: грубит, учиться и читать не хочет, патриотизма никакого, старших не уважает, одним словом, плохо воспитан. Кто виноват? Учитель, конечно. Что делать? Срочно отдать приказ, чтоб воспитывали хорошо.  Да проверить построже. И пережили бы мы этот  очередной приступ активности (за что только ни отчитывались), но сами чувствуем: не все ладно с детьми нынешнего школьного поколения. Но мы же не можем совершить чудо и радикально изменить ту ситуацию, которая окружает детей вне школы.  Или можем? И вообще, что такое воспитание и воспитательная система, за создание которой нам нужно держать ответ?
Об этом мы спросили Ирину Дмитриевну ДЕМАКОВУ, доктора педагогических наук, заведующую кафедрой педагогики и психологии АПКиПРО и Наталью Леонидовну СЕЛИВАНОВУ, доктора педагогических наук, руководителя Научного центра современных проблем воспитания Института теории образования и педагогики РАО.

Ирина Демакова. От слушателей академии я нередко слышу, что отдается приказ: «к исходу сентября родить богатыря» – создать воспитательную систему во всех городских и сельских школах региона.
– Одну и ту же во всех?
И.Д. Нет, они могут быть разные, но чтоб обязательно были. И уж вовсе не учитывается, что на это необходимо время.
Наталья Селиванова. Для создания воспитательной системы, по нашим многолетним наблюдениям, нужно около семи лет.
И.Д. А некоторые начальники требуют предъявить результат, отчитаться. Вот некоторые директора и докладывают: на второй день после вашего приказа воспитательная система уже создана, имеется в наличии. Иногда приходят проверять школу, а смотрят только «бумажки» и задают вопросы про «бумаги»: где у вас записаны воспитательные цели? Я ничего не имею против тех, кто проверяет школы, но уже давно хочется видеть среди них людей, педагогически грамотных, интеллигентных, думающих, не только контролирующих, но и помогающих школе.
– Кстати, возможна ведь такая ситуация, что в школе уже существует та или иная воспитательная система, но педагоги не могут сформулировать, какая именно? Как понять, что, оказывается, «столько лет говорил прозой»?
Н.С. Научная школа Людмилы Ивановны Новиковой подразумевает, что воспитательная система – это комплекс взаимосвязанных блоков: цели, деятельность, в которой эти цели реализуются, и отношения, возникающие в процессе деятельности, и субъекты деятельности – все участники системы, и освоенная среда, и внутреннее управление. Еще раз хочу подчеркнуть, что все элементы должны быть взаимосвязаны. Иногда бывает так, что, например, деятельность или складывающиеся отношения противоречат целям – такой опыт сложившейся системой назвать нельзя.
И.Д. Для воспитательной системы важна системообразующая деятельность. В школе дети чем только не занимаются: учеба, спорт, туризм, театр… И чем больше в школе талантливых педагогов, тем больше у детей возможностей выбора интересных дел. Но, как правило, бывает один вид деятельности, продвигающий и объединяющий всю школу, на него как бы все «нанизывается». Как можно «узнать» такую деятельность? Ее в школе любят, ею гордятся, в ней хотят участвовать. Почему? Да потому, что она самая яркая страница жизни нескольких поколений детей и педагогов, потому что она позволяет пережить всем счастливые минуты успеха. Не случайно именно системообразующая деятельность становится традицией школы.
– Элементы системы возникают одновременно и развиваются в течение семи лет или складываются поочередно?
Н.С. Каждая система в своем развитии проходит определенные этапы. И каждый элемент ее возникает в свое время. Например, цели могут быть предложены педагогам, но пока не поняты и не приняты остальными субъектами – учениками и родителями. В реальности цели и не принимаются сразу всеми педагогами, обычно сначала в школе возникает некая группа, выдвигающая новые цели, она и становится инициатором создания новой воспитательной системы. Идеальная ситуация, когда во главе такой группы стоит директор, но это не обязательно.
При создании системы есть этап, когда цели уже приняты, но внутренняя среда еще не освоена. То есть детям сказали, и они сделали стенды или переставили мебель, но среда ими еще не освоена и тем более не присвоена.
– Как можно понять, что среда присвоена?
Н.С. В том случае, когда дети становятся непосредственными участниками ее создания. Чаще это бывает предметно-эстетическая среда, иногда информационная – внутришкольное телевидение, локальные компьютерные сети, школьная газета. Понятно, что во всем этом участвуют и педагоги, но показателем присвоенности среды будет то, что инициатива создания исходит от детей.
– Можно ли оценить состояние каждого элемента воспитательной системы не только на уровне ощущений?
Н.С. У каждого элемента системы есть свои параметры и существует достаточно много методик для их определения. Поэтому для каждой школы можно подобрать пакет тех или иных методик, который позволит судить и о том, на каком уровне развития находится воспитательная система, и о ее динамике.
– Воспитание – неуловимая субстанция: в России много учителей, которые растят честных, доброжелательных людей, но не всегда могут объяснить, что именно они для этого делают. Для вас воспитание – это?..
И.Д. Это создание условий для развития личности ребенка, для сохранения его индивидуальности, для его личностного роста. То есть школьные годы должны стать для каждого ребенка пусть трудным, но счастливым временем жизни. Здесь он не должен быть оскорблен, унижен, сломлен. Тогда он на всю жизнь научится вести себя с достоинством, сумеет противостоять тоталитарному воздействию. Мы хотим, чтобы в школе у детей была настоящая нормальная человеческая жизнь.
– Но воспитателей-профессионалов в вузах не готовят...
И.Д. К сожалению, сейчас педагогическая деятельность не осознается педагогическим сообществом как приоритетная. Это очень большая наша беда. Часто даже учителя со стажем, отвечая на вопрос, что такое, по-вашему, воспитание, говорят: это значит организовать кружок для детей после уроков…
Поэтому мы на кафедре, обращаясь ко всем работникам образования – от министра до учителя сельской школы или воспитателя детского дома, – стараемся прежде всего говорить о том, что такое воспитание. О том, как связана эта деятельность с процессом развития ребенка, о том, что нужно изучать этот процесс. А ведь у нас и многие педагоги слабо знают психологию, и в институте психологии учат студентов все еще не очень хорошо.
Современная педагогическая культура предполагает прежде всего знание возрастной психологии, детской психологии, психологии развития.
– Школа и воспитательная система – насколько могут совпадать эти понятия?
Н.С. Нужно понять, что школа может эффективно воспитывать, но не иметь воспитательной системы. А желание иметь ее во всех школах – это от многолетней привычки иметь некое универсальное средство решения всех проблем, а его нет, универсального.
– Эффективно воспитывать… А какой он – воспитанный ребенок?
Н.С. В последнее время мы пытаемся уйти от этого термина – воспитанность. А больше начинаем говорить о личностном росте ребенка. Можно, конечно, и для нашего времени определить желательные качества личности – динамичность, экологическое и экономическое сознание... И очень многие по этому пути идут. Можно без конца расширять и изменять этот набор качеств и способностей, но мы никогда не сможем его обеспечить у каждого ребенка. А вот личностный рост – другое дело.
– И все же сказать, что школа воспитывает, можно в том случае, если у ребенка развиты определенные личностные качества или если он просто прожил в школе одиннадцать лет полно, счастливо, гармонично?
Н.С. Я бы не говорила все-таки о наборе качеств – воспитательная система создает условия для личностного роста. И мы исходим из готовности и способностей самого ребенка.
И.Д. Есть, конечно, качества, за которые школа в какой-то степени может нести ответственность: дети не должны быть агрессивными, очень хочется, чтобы они грамотно говорили.
– В чем для вас заключается результат работы воспитателя, то, чего, наверное, нельзя достичь, но можно стремиться всей своей воспитательной работой?
И.Д. Результаты в воспитании никогда нельзя понять и оценить сразу.
У меня был ученик, которого невозможно было затащить в музей, мне всегда стоило это невероятных усилий. И вот спустя много времени после выпуска он звонит мне и спрашивает, была ли я на выставке Рериха.
– Как я туда попаду, она же в Ленинграде.
– А я только что оттуда приехал, – говорит он мне.
Вот такие маленькие чудеса иногда происходят в воспитании.
– Ирина Дмитриевна, вы занимаетесь проблемой гуманизации пространства детства. Что это значит на практике?
И.Д. Это значит, что педагог признает самоценность детства, то есть то, что ребенок не готовится к жизни, он уже живет, что в детстве все актуально, больно и важно не меньше, чем во взрослой жизни, а может быть, даже больше. В школьные годы человек достоин уважения, прощения, сочувствия. Кроме того, гуманистическая педагогика невозможна без признания прав ребенка и его свободы. Свободы как возможности выбора и осознания ответственности.
– О чем еще вы говорите приезжающим а Академию педагогам?
И.Д. О том, что нужно договариваться с детьми. Когда я говорю об этом учителям, они возражают, что дети все равно завтра же нарушат договоренность. Конечно, нарушат! Но мы это обсудим и заключим новый договор. Никто и не говорит, что будет легко. Воспитание – это долгая, тяжелейшая работа. Но и очень интересная.
– Многие учителя пессимистически говорят, что ситуация в обществе не располагает к проявлению гуманизма.
Н.С. Конечно, проблема такая существует: учителя, сами не имеющие опыта гуманных отношений с другими людьми, не могут научить этому и детей.
– В чем же выход?
Н.С. Нет рецепта для быстрого улучшения общей ситуации во всех школах сразу. Но можно работать с отдельными учителями, устанавливать гуманные отношения сначала в некоторых школах. Работать там, где мы можем.

Беседовала Елена КУЦЕНКО


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru