Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №67/2003

Вторая тетрадь. Школьное дело

МЛАДШАЯ ШКОЛА 
 

Ирина МЕЩАНИНОВА,
учитель химии

Не упускайте случая поиграть в физику!

Зачем изобретать естественно-научное воспитание

Слово «воспитание» предполагает вмешательство извне. Между тем встречаются весьма любопытные случаи, когда дети в очень раннем возрасте проявляют явные способности к проведению естественно-научного эксперимента и его осмыслению.

Мальчик шести лет, прыгая со стульчика, обнаружил, что стульчик всегда отлетает в сторону, противоположную направлению прыжка. Ребенка поразило его открытие: тела воздействуют друг на друга, и характер взаимодействия повторяется! «Оказывается, в жизни есть определенности, и я (ребенок) могу их узнавать». О своем детском открытии рассказал мне уже взрослый человек, но сам процесс открытия был для него настолько значимым, что оставался ярким, несмотря на давность событий. Вспоминая этот случай, он снова переживал радость открытия. Удивительно еще и то, что дети занимаются исследованиями без всяких стимулов и поощрений. Это их естественное поведение. Радость, которую они при этом получают, запоминается надолго.
Очень важно, чтобы воспоминания детства ассоциировались с радостями открытий, а не с обидами запретов. Часто запреты взрослых вызваны мнимой опасностью для ребенка, а чаще – неудобствами для себя.
Но если родители понимают, что желание ребенка продиктовано интересом к окружающему миру, они стараются создать условия для его «безвредной» деятельности. Чтобы детские эксперименты не раздражали старших своими разрушительными последствиями, нужно предусмотреть их.
Можно разместить «лабораторию» в большом тазу, на куске линолеума или в большом открытом ящике. И конечно, необходимо следить за безопасностью: не давать режущих, колющих, бьющихся предметов, помнить, что дети обычно пробуют все, что попадается им под руку. Удобное место для игры с водой – ванна. Большой интерес вызывают у ребенка пластмассовые бутылки, стаканы, ванночки разного размера и формы. Погружая стакан вниз дном под разными углами, ребенок замечает, что это всегда сопровождается выделением газа.
Шестилетний мальчик показал мне весьма эффектный опыт: в полной ванне он опустил строго вертикально чашку вверх дном и у дна приподнял один край чашки. На поверхность воды мягко выскочил фонтан воды по форме чашки.
Дети придумывают всевозможные игры-опыты на основе вытеснения воздуха водой. Они значительно превосходят взрослых по изобретательности. Так, например, они устраивают нечто вроде понтона из нескольких пустых бутылок, завинченных крышками, заполняют бутылки до разного уровня, закрывают их и... вот вам поплавки, торчащие из воды на разной высоте. Если пустую, закрытую крышкой бутылку опустить на дно вертикально вниз, она выскочит из-под воды. Это тоже эффектное зрелище. Из бутылок же можно сделать корабли и подводные лодки.
Можно вместе с ребенком построить из разрезанной пополам по высоте бутылки «баржу», нагружать ее разным грузом и наблюдать плавучесть. Такие игры ценны тем, что ребенок создает их сам, обновляет, усовершенствует, используя полученные им самим в этих играх знания.
Большой опыт в области закономерностей движения приобретает ребенок в играх с мячиками, машинками, кубиками, колесами, которые он приводит в движение разными способами в разных условиях. Так, например, аккуратно толкая мячик, ребенок может заметить, что, чем больше прикладываешь усилий, тем быстрее и дальше катится мячик; можно устраивать соревнования мячиков разного размера, разного веса. Интересно обнаружить ребенку различия в скорости и характере движения мячика по разным поверхностям: по гладкому полу или по ковру, на улице – по тротуару или по песку.
Дети любят строить из кубиков дома, крепости, перекидывают мостики между соседними зданиями. Так вот, наклонный мостик – это тоже очень интересный объект для игр. Дети замечают, что чем больше угол наклона, тем быстрее скатывается предмет. Скорость скатывания зависит и от многих других факторов, которые дети выявляют в процессе своих игр.
Детям нравится, когда взрослые играют вместе с ними. Не надо спешить объяснять детям физический смысл наблюдаемых ими явлений. Во-первых, потому, что играют они не для того, чтобы формулировать законы, а из интереса, и, во-вторых, чтобы не ущемлять их самостоятельность и инициативу. Гораздо существеннее проявить интерес к делам ребенка и выяснить, как он представляет себе причины наблюдаемых им явлений, а после этого высказать свое мнение о результатах эксперимента.
Таким образом, дети знакомятся с физическими свойствами тел, материалов, получают представления о характере движения, о плавании тел.
Шестилетки могут заинтересоваться и более сложными явлениями, например растворением. Эти опыты связаны со становлением представлений о вкусовых ощущениях: кислое, сладкое, соленое. Ребенок знает, что вода из-под крана безвкусная. Но если положить в воду сахар и размешать его, вода станет сладкой. Твердый сахар без воды тоже сладкий. Значит, вода приобретает вкус сахара, хотя его в образующемся растворе и не видно. Ребенок не сразу привыкает к тому, что полученная сладкая вода, внешне ничем не отличающаяся от чистой, простой воды, содержит в себе сахар. Ведь крупинки, которые бросали в воду, исчезли. «Значит, ничего в этой воде нет», – уверен ребенок.
Представления ребенка о составе раствора могут измениться, если показать ему, что после выпаривания солевого раствора соль появляется снова. На этот раз предложим ребенку попробовать соль, потом растворить немного соли в воде, попробовать раствор на вкус, а затем в алюминиевой кастрюльке выпарим в его присутствии воду из раствора. Когда ребенок видит на стенках и на дне кастрюльки белые кристаллы, изумлению и радости нет предела.
Теперь можно обсудить с ним, что произошло с солью, когда она растворилась в воде. Слова о том, что кристаллики раздробились на такие мелкие частицы, что их не видно, не всегда понятны маленькому ребенку. Но если нарисовать на бумаге сначала жирную точку, затем точку поменьше, еще поменьше, еще, еще и еще, так что ее почти и не будет видно, тогда станет ясно, что частички бывают такие маленькие, что их можно назвать невидимыми. Но при этом они существуют. И если частичек соли много, то можно почувствовать их вкус, даже если их не видно. Поэтому раствор соли соленый на вкус. Раствор сахара сладкий. А если к раствору добавить кислоту, уксусную или лимонную, то раствор будет кислый. Отсюда следует важный вывод, что вкус продукта (фрукта, блюда) зависит от состава содержащихся в нем веществ. Но к такому выводу дети придут позже, когда их знания свойств веществ значительно расширятся.
С процессом растворения ребенок сталкивается и когда он рисует красками. Капля густой акварельной краски причудливо «разрастается» в баночке с чистой водой. Картины растворения капель красок всякий раз получаются разные, непредсказуемые, завораживающие. Когда ребенок привыкнет к этому удивительному явлению, можно предложить ему сравнить каплю краски, которую вносят в чистую воду, и полученный окрашенный раствор. Чтобы представить, как частички краски распределяются между частичками воды, можно придумать с ребенком разные истории. Можно предложить сделать выставку различных оттенков одного цвета.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru