Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №66/2003

Вторая тетрадь. Школьное дело

УЧЕБНИКИ

Сокровища древнерусского зодчества


Веретенников А.М.
Великий Новгород и Псков.
– М.: Вече, 2003

Книга Александра Веретенникова посвящена древнейшим городам Северо-Западной Руси, где зарождалась русская государственность. Главное внимание уделяется псковским и новгородским архитектурным памятникам, занимающим видное место среди мировых архитектурных шедевров. Эта работа может быть использована как при преподавании отечественной истории, так и в курсе мировой художественной культуры, в которой памятники Новгорода и Пскова занимают не последнее место. Как отмечает автор, «глубокое и подробное изучение сохранившихся каменных православных храмов свидетельствует о том, что по разнообразию архитектурных типов, простоте и оригинальности конструктивно-технических приемов и большой идейно-художественной выразительности древнерусское зодчество являет собой глубокий, неисчерпаемый источник архитектурного творчества, высокого мастерства и большой практической мудрости». В книге описаны важнейшие памятники двух древнерусских городов. Их история дана на фоне развития древнерусского зодчества. Автор подчеркивает, что «седая старина в Новгороде сегодняшних дней находится в полной гармонии с современными жилыми массивами, и это позволяет сохранить его историческое своеобразие». Что же касается Пскова, то, по мнению известного российского искусствоведа А.И.Комеча, «весь организм города оказался стянутым, объединенным кольцами каменных стен и башен, сообщивших Пскову в целом пластическую и пространственную определенность».
Рассказывается в книге и о древнерусском деревянном зодчестве, широко распространенном в Новгороде и Пскове в XI–XII веках. Эти памятники сегодня нам приходится изучать только по археологическим раскопкам и описаниям современников, так как бесчисленные пожары не оставили шансов деревянным храмам и избам дожить до наших дней. Интересно, что «при строительстве зданий общественного назначения (например, церквей) перед зодчими-плотниками стояла задача устройства большей площади в основном помещении. С этой целью постройку делали крестообразной или восьмиугольной в плане. Подобная конструкция позволяла при той же длине бревна получить площадь в 5–6 раз большую, чем в квадратном срубе». Вообще «ко времени появления на Руси великолепных каменных зданий русские зодчие имели в своем арсенале целый ряд строительных приемов, обладая собственными эстетическими воззрениями, которые формировались в “деревянную” эпоху градостроительства. Это оказало влияние на первые русские каменные постройки и наделило их чертами национального своеобразия». Своеобразие политического устройства Новгорода заключалось в том, что это была вечевая республика. Данное обстоятельство наложило «глубокий отпечаток на характер развития материальной и духовной культуры Новгорода. В политическую и общественную жизнь были вовлечены широкие круги свободного населения. Благодаря этому в Новгороде, в отличие от других центров феодальной Руси, наряду с культурой боярской олигархии и купеческих верхов, в конце XII – начале XIII века появилась богатая и своеобразная городская культура, которую представляли горожане, ремесленники, сельское население». Как отмечает Веретенников, драматические последствия имело присоединение Новгорода к Московскому княжеству в 1478 году. После этого было остановлено интенсивное строительство, начатое во второй половине XV века.
Говорится в книге и о восстановлении архитектурных памятников, сильно пострадавших в Великую Отечественную. Генеральный план восстановления Новгорода был разработан под руководством академика А.В.Щусева. В преамбуле к плану подчеркивалось, что «город Новгород восстанавливается как выдающийся город-памятник, сохранивший на своей территории большое количество древних сооружений древнего зодчества». Уже к началу 50-х годов был восстановлен главный новгородский собор св. Софии.
Издание иллюстрировано рисунками-схемами и хорошими, в том числе оригинальными, цветными, фотографиями Сергея Дмитриева. В приложении приведены стихи Александра Одоевского и Евгения Клячкина о Новгороде и Пскове. Познакомившись с ними, мы еще раз убеждаемся, что прав был известный искусствовед Игорь Грабарь, утверждавший: «Одна особенность придает зодчеству новгородцев и псковичей совершенно исключительное очарование: их здания не вычерчены по линейкам и угольникам, а как бы рисованы от руки». Очень удачно сказал Евгений Клячкин о Пскове: «Помнишь этот город, вписанный в квадратик неба, как белый островок на синем, и странные углы косые…»

Борис СОКОЛОВ

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru