Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №66/2003

Вторая тетрадь. Школьное дело

УЧЕБНИКИ

Экзамен по "гуманитаризации"


Клименко А., Румынина В.
Экзамен по обществознанию.
Конспекты ответов.
– М.: НТЦ "Университетский",
Айрис-Пресс, Рольф, 2002

Еще лет пять тому назад на страницах «Первого сентября» публиковались маниловские упования на то, что предмет с «вариативным» наименованием общество(граждано-, знание-)ведение может служить источником не только политической пропаганды, но и научных знаний об устройстве современного общества (см., например, рецензию моего друга И.Смирнова на «Граждановедение» – «ПС», 30.10.1997, http://stolica.narod.ru/obraz/n012.html).
Насколько оправдались надежды?
Пособие А.Клименко и В.Румыниной «предназначено в помощь учащимся школ и поступающим в вузы для подготовки к сдаче экзамена за курсы «Обществознание (обществоведение)», «Основы современной цивилизации», «Человек и общество», других общественных дисциплин» (с. 5).
Открываем «книгу, которая поможет читателю разобрать сложные вопросы обществознания», наугад. Страница 43, глава «Экономическая сфера жизни общества». Жирным шрифтом выделено определение важнейшего – в самом деле важнейшего! – понятия: «собственность».
«Под собственностью в широком смысле обычно понимают отношения между человеком или группой людей, с одной стороны, и предметами и вещами, с другой стороны».
Сразу же за определением – пояснения обычным шрифтом: «Эти отношения заключаются в том, что человек присваивает себе некоторые вещи, отчуждая их от других в свою пользу. Используя последние, собственник организует процесс производства и извлекает доход, которым могут быть прибыль, плата за землю, другие платежи, в том числе и по процентам за выделенный денежный кредит».
Вы хорошо поняли? «Разобрали сложный вопрос»?
Собственность «нового русского» на завод – это отношения не с чиновниками, которые ему завод подарили; не с нищими рабочими, за счет которых успешно достраивается третий дворец под Парижем; не с братьями по классу, мечтающими этот завод и эту рабсилу переписать на собственный офшор – с Каймановых островов на Крокодиловы.
Нет! Это отношения человека с неодушевленными предметами. С железными воротами на въезде, с бетонной стеной, со станками внутри и ящиками для готовой продукции.
Интересно, конечно, как технически осуществимы эти отношения, если завод находится в Сибири, а фирма-собственник зарегистрирована, например, в Полинезии, да еще на подставное лицо.
Мистика, однако. Телекинез.
Для сравнения – как определяется собственность в современной серьезной литературе по общественным наукам. «Философия истории» Ю.И.Семенова, раздел «Категориальный аппарат»: «Собственность есть не вещь и не отношение человека к вещи, взятое само по себе. Собственность есть отношение между людьми, но такое, которое проявляется в их отношении к вещам…» (Философия истории, М., Старый сад, 1999, с. 241, – выделено И.С.)
Представьте, что вы открываете пособие по биологии для поступающих в вузы и там напечатано (жирным шрифтом, для лучшего запоминания), что приобретенные признаки наследуются и пырей при хорошем уходе превращается в овес.
Продолжать серьезные научные дискуссии почему-то не хочется.
Что же значат все остальные слова, а также их комбинации, сложенные в как бы осмысленные предложения?
Например: «Особая роль отводится духовному воспитанию личности, становлению нравственного облика человека ХХI века». Неужели 20 лет назад в учебниках по научному коммунизму «духовному воспитанию личности» отводилась какая-то не особая роль? А «нравственный облик человека ХХI века» – что, принципиально отличается от нравственного облика человека ХХ? Интересно было бы знать, в чем конкретно, чтобы заранее подготовиться.
Или, например, «основные направления проводящейся реформы». Начинаем прямо с «А» – «демократизация системы обучения и воспитания». Какие новации имеются в виду? «Концентры»? Платное обучение? А «гуманизация» применительно к детям в конкретных условиях 90-х годов – не иначе как беспризорность в масштабах, невероятных для мирного времени, и рост заболеваемости практически всеми известными болезнями, включая венерические (статистику см.: Вансович Е. Две трети российских детей больны. Подведены итоги диспансеризации. // Коммерсант, 24.04.2003).
Зато с «гуманитаризацией» все понятно. Это именно то, что мы с вами имели удовольствие читать.
Ради вот этого отнимаются часы у геометрии, физики и истории.

Авесхан МАКЕДОНСКИЙ

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru