Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №66/2003

Первая тетрадь. Политика образования

ПОЛИТИКА ОБРАЗОВАНИЯ

В хаосе школьных перемен

Недавно ко мне в редакцию пришел один умный человек, бывший начальник управления образования крупной области, ныне почтенный издатель, и мы стали говорить о том, насколько учитель и родители вовлечены в те изменения, которые происходят сегодня в образовании.
– Неужели вы думаете, – сказал этот опытный и успешный в своем деле человек, – что учитель, который каждый день заходит в класс и ведет уроки, читает программы модернизации или проекты стандартов? Ему программы-то не всегда нужны – есть учебник, есть его логика, и это главный ориентир.
И надо сказать, что оторванность учителей от глобальных проектов модернизации – великое благо для российского образования. Потому что сегодня возникла анекдотическая ситуация: стандарты разрабатываются в одной логике, программы, особенно профильного обучения, – в другой. Единый экзамен, а точнее, его контрольно-измерительные материалы, – в третьей. При этом приемные экзамены в вузах – вообще вне логики школьных программ или КИМов ЕГЭ. А ведь есть еще обычные программы по предметам...
И поэтому великое благо, что учитель не вчитывается в проекты модернизации. В его сознании пока сохраняется хоть какая-то целостность материала, и это спасает учеников от великого дидактического хаоса.

При этом бесспорной основополагающей государственнической идеей считается идея сохранения единого образовательного пространства.
Мысль о том, что более 60 тысяч школ в России могут жить каждая своей отдельной жизнью, смертельно пугает администраторов образования.
Эксперименты могут быть только широкомасштабные, а их результативность – исключительно в том, можно ли опыт успешных экспериментальных площадок перенести на остальные 60 тысяч школ. Если можно – хороший эксперимент, удачный, нельзя – незачем и поддерживать.
Поэтому и переход на профильность – добровольно-всеобщий.
И школьные советы – обязательно, везде, по единому образцу.
Не говоря уже о стандартах.
Хорошо бы и список учебников сократить – до трех, к чему больше.
Где-то в душе некоторые чиновники считают, что и газет педагогических могло бы быть меньше, а то одни газеты пишут одно, другие – другое, только сбивают читателей с толку.
…Когда-то, в самом начале споров о стандартах, непоколебимым аргументом в пользу единообразия в содержании образования был вопрос:
– А что будет с мальчиком Петей, который переедет из Южно-Сахалинска в Москву? И пойдет в новую школу, а там – совершенно другая программа. Как он приспособится?
Ничего, приспосабливаются. И никаких исков по этому поводу родители не подают. Общее поле содержания удерживается здравым смыслом учителя. Посильнее, чем стандартом.
И мальчик Петя перестал быть героем споров о стандарте.
Еще бы и стандарт перестал отвлекать нас от важных дел, совсем было бы хорошо.

Но пока все усилия модернизаторов направлены на то, чтобы попытаться в одно и то же время сохранить единое образовательное пространство и... изменить его.
А что, если представить себе хотя бы на минуту, что единое образовательное пространство – это иллюзия и реальным и в то же время оптимальным является неоднородное образовательное пространство. И управлять, обеспечивать ресурсами, менять можно только его.
Конечно, это труднее, конечно, дороже, конечно, требует другой методологии ведомственного управления: управлять разным невозможно так же, как единообразным.
Нам могут возразить:
– А мы не считаем единое пространство единообразным!
Но тогда зачем вам стандарты, и унифицированные программы, и широкомасштабные на всю страну эксперименты?
Отзовите законопроект о стандартах – уже легче будет.
Нет, не отзовут.
Наоборот, уже стало известно, что президенту предлагают ввести нормы, аналогичные ГТО, и даже собираются назвать их чуть ли не президентскими тестами.
Спровоцировали ненужное напряжение по вопросам религии, теперь сделают Путина посмешищем для подростков. А все оттого, что каждую проблему – здоровье учеников, содержание образования, общественное управление – пытаются решить сразу на всю систему. Это у них и называется – «удержать единое образовательное пространство».
Хорошо все-таки, что учитель далек от этих бурных дел.
Плохо, что этот бурный поток так или иначе все-таки отвлекает учителя от дела...

Александр АДАМСКИЙ

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru