Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №63/2003

Вторая тетрадь. Школьное дело

КНИЖНАЯ ЯРМАРКА-2003 
 

Светлана КИРИЛЛОВА

“Шпора” – вымирающий жанр?

В конце 90-х самым популярным жанром учебной литературы в России была… шпаргалка.
Что придет ей на смену?

Фото В.СТРОКОВСКОГО

XI Международная книжная выставка-ярмарка, проходившая пять лет назад, стала свидетелем тихой революции: впервые книгоиздатели России не постеснялись выставить на всеобщее обозрение свои безымянные шедевры «25, 100 или 200 лучших школьных сочинений». Это были тонюсенькие книжечки, которые, однако, на стендах ММКВЯ не залежались. Российские родители, которым осточертело писать на досуге домашние работы для своих детей, ответили составителям горячей благодарностью и раскупили тираж.
Несколько издательств, среди которых были довольно крупные на те годы «Букмэн» и «Олимп», а также их коллеги «Юрга», «Илона», «Айрис», «Интерлайн», решили продолжить. В 1998 году, когда начальный тираж обычного справочного издания не превышал 15 тысяч экземпляров, плохо склеенная брошюра (а иногда увесистый том, который владельцы должны были потом сами разорвать на отдельные книжицы) под заглавием «Готовые домашние задания» запускался тиражом в… 100 тысяч экземпляров!
Более того, воодушевленные коммерческим успехом своего шпаргалочного начинания, издатели даже свозили свои «100 золотых сочинений» на Международную книжную ярмарку в немецком Франкфурте. Как говорится, показались в Европе… Ничего, Европа не испугалась. Она и не такое видела.
Если две сотни лет назад привилегией составления шпаргалок в России обладали ученики, в середине 90-х жанр наследовали учителя. Иногда в предисловиях к коллекции шпаргалок учителя-составители стыдливо раскланивались перед учениками-соавторами: «Дорогие мои выпускники, я не могу, к сожалению, спросить у каждого из вас разрешения на публикацию, но надеюсь: ваш труд поможет другим» (100 сочинений для школьников и абитуриентов «Букмэн»). Труд помогал не всегда, особенно если публикуемые сочинения были написаны по законам жанра сильно и кратко. Цитирую: «Т. в качестве прототипа Б. назвал доктора Д.» Речь идет о романе Тургенева «Отцы и дети». Кто такой Б, догадаться в принципе нетрудно, но кто такой «доктор Д.», остается только гадать…
Со страниц всевозможных «лучших сочинений» смотрели обалдевшие глаза школьника конца 90-х. Он был сбит с толку. Он попал в водоворот грандиозных идей и литературных произведений, включенных вдруг в школьную программу. Обилие шпаргалок для зазубривания Солженицына, Ахматовой и Зощенко свидетельствовало, что новые книги и идеи на эмоциональном уровне отстояли гораздо дальше от тинейджеров, чем обкатанные временем «Евгений Онегин» или «Война и мир».
С началом третьего тысячелетия издательств, представляющих шпаргалки, на ММКВЯ становилось все меньше и меньше. Шпаргалочная продукция распространялась все хуже и хуже.
Причина проста: тексты «золотых» сочинений были по большей части столь плохи, что в Краснодаре или Ставрополе (где их обычно собирали) за них еще можно было получить «отлично», но в столице – вряд ли…
Главное – на пятки издателям шпаргалок стали наступать конкуренты, которые решали ту же проблему на западный манер.
Издательство «Московский лицей» выпустило и презентовало на ММКВЯ в 1998 году «Справочник литературных персонажей». Конечно, по уровню подачи материала это было вовсе не «Кто есть кто в пьесах Шекспира» или «Кто есть кто в английской литературе» (перевод этих книг на ММКВЯ 2003 года презентовало издательство «Радуга»). Но, заглянув в справочник русских литературных героев, школьник мог узнать о Петруше Гриневе или Мироновой Маше все, кроме разве что отпечатков пальцев и живущих за границей родственников. Узнанного было достаточно, чтобы накатать приличное сочинение по «Капитанской дочке».
Издательство «Аграф» в том же году выпустило «Энциклопедию литературных героев всех времен и народов», которая годилась и для студентов, которым нужно было срочно сдать экзамен по литературе.
В 2001 году на ММКВЯ оказалось, что шпаргалка стала непрезентабельна: ее почти полностью вытеснили детские энциклопедии или серии школьных справочников. Последние нередко выпускались издателями в очень компактном, традиционно шпаргалочном виде: маленькие блокнотики с текстами или формулами или книжка с отрывными страницами.
XVI Международная книжная выставка-ярмарка в 2003 году стала эпохальной. На ней уже не были представлены шпаргалки – ни в явном, ни в скрытом виде… Почему? Ответ на это дал стенд издательства «Просвещение», где были аккуратно (и пожалуй, одиноко) расставлены книжки в желтых обложках с надписью на голубом фоне «Единый государственный экзамен»… Издательство выиграло тендер на публикацию избранных КИМов, использовавшихся на ЕГЭ, и теперь одну за другой выпускает книги «ЕГЭ: контрольно-измерительные материалы». В них даются не только задания ЕГЭ, но и верные ответы на них.
По этим книжечкам школьник и его родители вполне могут подготовиться к сдаче нового экзамена. Шпаргалки типа «100 лучших сочинений» можно выбрасывать в мусорное ведро.
Конец бизнеса?
Конец эпохи?


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru