Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №62/2003

Третья тетрадь. Детный мир

ШКОЛЬНАЯ ДЕМОКРАТИЯ

Можно ли воспитать подростковую “стрелку”?

Любовь, дружба, ненависть, отношение к людям и событиям – подростковое сообщество склонно примерять на себя социальные роли через преодоление искусственно создаваемых самим этим сообществом экстремальных ситуаций.
При этом подросткам необходимы неавторитарные и содержательные способы разрешения конфликтов. Но те способы, которые чаще всего практикуют школьные учителя – морализаторство, “клеймение позором” или чисто формальное разведение конфликтующих сторон “по разным углам”, – обесценивают фигуру учителя в глазах подростка. В младшем школьном возрасте формальное разрешение конфликтов по принципу “оба виноваты, поэтому нужно мириться” еще иногда срабатывает. Но по мере взросления ситуации становятся все более дифференцированными, возрастает количество случаев, не поддающихся стандартным формам реагирования. И тогда, не встречая понимания со стороны взрослых, подростки замыкаются в собственной среде, “отключают” культурные регуляторы поведения и несут свои разрушительные импульсы в социум. Между прочим, это одна из основ криминализации российского общества.
Стандартная и весьма распространенная форма разрешения конфликтов между подростками, форма перераспределения и завоевания власти, форма борьбы за влияние в подростковой среде – это так называемые стрелки, которые имеют выраженное криминальное происхождение, хотя многие дети из благополучных семей зачастую об этом не подозревают.
Распространенность “стрелок” и участие в них значительной части детей показывает, что произошел какой-то слом в самих механизмах воспитания современных подростков. Участие в “стрелках” формирует у детей выраженный контркультурный опыт, поскольку здесь отсутствует управление конфликтами со стороны взрослых. Впрочем, в России общество никогда не осуществляло контроль за насилием – не потому ли у нас воспроизводятся репрессивные практики в каждом новом поколении?
Обычно государство реагирует на уголовно наказуемые деяния подростков жесткими санкциями. Причем сегодня происходит усиление карательных санкций в отношении подростков, совершивших преступления. Тем не менее криминализация подросткового сознания только увеличивается.
Одной из новых форм работы с молодежью, препятствующей освоению подростками криминальной субкультуры и криминальных ценностей, могли бы стать детские службы примирения, которые в рамках спецпроекта Центра судебно-правовой реформы были созданы в ряде школ Москвы, Новгорода и Петрозаводска как альтернатива стихийным подростковым “стрелкам”. Эти службы функционируют с максимальным учетом подростковой психологии. При этом школьники – ведущие примирительных встреч – получают специальную подготовку и в результате достаточно успешно проводят примирительные встречи по различным случаям внутришкольных конфликтов.
Алексей, ведущий школьной службы примирения:
– В любой школе есть кто-то сильнее, кто-то слабее. “Авторитеты” и “лохи”. В службе должны быть сильные люди, которые имеют влияние.
Это не значит, что “авторитет” все раздолбает, это не значит, что он в моральном смысле ничего не стоит. Любого можно понять и обучить. Ведь люди, которые не имеют опыта в конфликтах,
не могут их разрешить. Поэтому нас в школе уважают, к нам прислушиваются.
Привлекать “авторитетов” очень просто. Любой “авторитет” – это маленький уголовник, который чем-то обязан социальному работнику. Например, социальный педагог делал ему какие-то поблажки, пусть мелочь какую-то, но прощал. И если социальный педагог попросит “авторитета”, то “авторитет”, чувствуя, что он должен сделать что-то хорошее, пойдет на это, любого “авторитета” это заинтересует. Цель службы – не просто решать маленькие конфликты, но менять установки школьных “авторитетов”.
Вначале служба примирения – это что-то новое в глазах “авторитета”. Ты помогаешь одному человеку, помогаешь второму, миришь их. Можно сказать, ты избавляешь их от административного наказания. Они тебя за это уважают и потом для тебя что-то сделают. Это поначалу.
В младших классах (5–8 классы) ценится физическая сила. В 8–11 классах ценится ход мысли. Если человек вначале подумает о последствиях, то его больше будут уважать. А если вообще не нанесет удар, то его еще больше зауважают. То есть если человек думает, а не просто опирается на силу, то его авторитет больше. Это я знаю на своем примере, я уже год вообще не дрался, и при этом меня уважают как “авторитета”. И самое главное – добиться того, чтобы думали, а не наносили удар.
Бывает, что ребята идут в службу за помощью, поскольку иначе их поймает и изобьет тот, с кем они конфликтовали. А мы можем это сами решить и добиться нормального исхода, разрешения ситуации. А потом приходит такая мысль, что авторитет тебе не так уже нужен. Главное, как ты построишь будущую жизнь. Любой человек попадает в конфликтную ситуацию, а служба примирения учит выходить мирным путем, самым лучшим.
Служба примирения в школе – это часть программы восстановительного правосудия, которую разрабатывает Центр “Судебно-правовая реформа”. Участие правонарушителя в исправлении нанесенного жертве зла, участие сообщества в коррекции поведения правонарушителя можно использовать как для работы с участием представителей подростковых группировок, так и для управления индивидуальными конфликтами. Но самое важное – проводя программы восстановительного правосудия, мы работаем с процессом изменения самой подростковой субкультуры. Вовлекая взрослых и детей в проведение этих программ, мы получаем возможность изменять российское общество.

Рустем МАКСУДОВ,
психолог, Центр “Судебно-правовая реформа”

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru