Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №61/2003

Вторая тетрадь. Школьное дело

УЧЕБНАЯ ЛИТЕРАТУРА 
ФАКТЫ И КОММЕНТАРИИ 

Светлана КИРИЛЛОВА

В зоне неуспешного знания

находятся 40% детей из-за неукомплектованности школьных библиотек

На то, чтобы на 50 процентов обновить учебники в школьных библиотеках, потребуется 2,5 миллиарда рублей в ценах 2002 года. Можно ли снизить эти затраты? Как обеспечить современными учебниками 20 миллионов российских школьников, независимо от дохода их семьи и платежеспособности региона, в котором они живут?
Об этом спорят политики, предприниматели и книгоиздатели.

В России выпуском школьных учебников занимаются пять крупных издательств. Самое крупное из них – негосударственное – «Дрофа» (оно занимает 24% рынка). За ним следует государственное – «Просвещение» (22,5% рынка), далее – «Вентана-Граф» (12%), «Вита-пресс» (7%), «Ассоциация ХХI» (6%). Эти пять издательств выпускают 71% от общего тиража учебников. На 23 мелких издательства учебной литературы приходятся оставшиеся 29% рынка учебной литературы.
«За последнее время в Государственную думу было внесено два законопроекта, рассматривающих проблему обеспеченности школ учебниками, – рассказал председатель Комитета по образованию и науке Александр Шишлов. – На эти законопроекты были получены отрицательные отзывы правительства. В настоящее время начинается подготовка нового варианта того же законопроекта. Мы оказались в ситуации, когда в 2003 году мы не можем дать большинству детей в России бесплатный (и современный) школьный учебник».
Восемьдесят процентов российских родителей во всех регионах страны сами покупают учебники по рыночным ценам (до 2 тысяч рублей за комплект). Большая часть школьных коллекторов и библиотек укомплектована устаревшими учебниками. В регионах только два учебника в комплекте из 12–15 учебников являются современными. Во многих регионах дети изучают историю по учебникам советского времени. По Закону «Об образовании» обновлять учебную литературу необходимо раз в четыре года. В нашей стране такое обновление происходит раз в 20 лет.
«Проблема бесплатных учебников не имеет системного решения, – сказал Александр Шишлов. – Рынок учебной литературы – это высокодоходный рынок. Но на состояние рынка учебников влияет все – в том числе ситуация с льготами по НДС».

В соответствии с Распоряжением Правительства России до 21.07.97 года №1022-р региональные бюджеты должны были сами обеспечивать школы учебной литературой. На уровне каждого региона были разработаны свои программы обеспечения школ учебниками. Но из-за дефицита бюджетов бесплатными школьными книжками обеспечиваются в основном воспитанники детских домов и интернатов и беднейшие слои населения.
В 2000 году на бесплатные школьные учебники было запланировано 566,3 миллиона рублей, выделено – 345,9 миллиона рублей. Примечательно, что почти такая же сумма – 350 миллионов рублей – была запланирована на учебники в 2001 году в бюджете одной только Москвы.
В 2001 году на закупку учебной литературы в бюджетах субъектов Российской Федерации было запланировано 1247,6 миллиона рублей, но реально выделено – 853,2 миллиона рублей. В 2002 году ухудшилась ситуация с закупками школьных учебников в регионах: было выкуплено только 20 процентов необходимых учебников. Это в два раза меньше по сравнению с 2001 годом.
Около 30 процентов школ Воронежской области и 19 процентов школ в Ростовской области более пяти лет не получали бесплатных учебников. Многие области и регионы годами не закупают учебники (Саратовская, Астраханская области, Калмыкия, Республика Алтай).
Самой благополучной на сегодняшний день оказывается ситуация в Краснодарском и Красноярском краях, в Пермской, Самарской, Челябинской областях, в Ханты-Мансийском автономном округе. Школы этих регионов обеспечены учебниками почти наполовину.
«Законодательная база обеспечения школ учебной литературой отсутствует, – рассказал Анатолий Баранников, руководитель департамента общего образования Министерства образования РФ. – Существует понятие бесплатного образования. Является ли учебник его составляющей? Юристы Минфина ответили на этот вопрос отрицательно. Образование – это комплекс услуг, а учебник – не услуга. Поэтому регионы, встав перед проблемой закупки учебников, теперь уже вполне законно стали обращаться за средствами к родителям школьников. Федеральный бюджет может взять на себя обеспечение учебниками малочисленных народов, может поставить учебники в коррекционные классы и экспериментальные школы. Но не больше.
С позицией, высказанной юристами Минфина, можно соглашаться или не соглашаться. Однако сегодняшняя трактовка статьи в Законе «Об образовании» приводит к тому, что руководители каждого субъекта Российской Федерации вынуждены сами искать варианты, как обеспечить учебниками своих школьников. Здесь можно идти несколькими путями. Первый путь – включение пункта об обеспеченности учебниками в образовательный стандарт. Второй путь – включение требования об обеспеченности современными учебниками в Положение о лицензировании учебного заведения. Третий путь – выделение целевых субвенций на учебники в рамках фонда поддержки регионов. Но в любом случае мы находимся в зависимости от экономического развития регионов».

В большинстве европейских стран и в США издательская деятельность облагается 5–7-процентным налогом. А с учебной литературы в большинстве стран НДС не взимается вообще. Такая практика введена, в частности, на Украине. В России НДС с учебной литературы был снижен до 10 процентов. Однако из-за изменения порядка взимания налога с продаж, роста тарифов и цен на бумагу цены на учебники, издаваемые «Просвещением», выросли на 20–30 процентов, в частных издательствах – еще выше. В итоге портфель школьника подорожал в 2002 году почти в два раза.
Цены на комплект учебников колеблются от 400–600 рублей в начальной школе до 700–900 рублей в старшей школе. И это только по отпускным ценам! Субъекты Российской Федерации не несут ответственности за закупки учебников. Поэтому более 80 процентов закупок учебников идет за родительские средства.
Тяжелое положение сложилось в России с учебниками для коррекционных школ. Программа выпуска этих учебников выполняется только благодаря финансированию по программе Государственной думы, которую курирует депутат Олег Смолин.

Общий тираж выпущенных в 2002 году в России школьных учебников – 114,9 млн экземпляров. С начала 90-х резко сократился выпуск учебников на национальных языках, предназначенных для малочисленных народов. Так, для народов Крайнего Севера в 2002 году было выпущено всего 32,2 тысячи учебников. Еще хуже дело обстоит с учебниками для коррекционных школ. В 1992 году дети с особыми нуждами могли получить за счет федерального бюджета 1693,3 тысячи учебников, в 2002 году – всего 68 тысяч, которых даже не хватает на все школы. В 1996, 1998 и 1999 годах для коррекционных школ не было выпущено ни одного нового наименования учебников. В 2002 году новых учебников такого типа было 17.
Более 10 лет в России не выпускались учебники для слабовидящих со шрифтом по Брайлю. С 1994 года в России нет государственного заказа на учебники для слабовидящих и слабослышащих. Многие из учебников для детей с проблемами в обучении последний раз выходили в 1972 году.
«Из неукомплектованности школьных библиотек следует, что 40 процентов детей сегодня находятся в зоне неуспешного знания», – признал Анатолий Баранников.

Комитет по образованию и науке Государственной думы решил подготовить и рассмотреть поправку в проект федерального закона «О государственном стандарте общего образования». Поправка гласит о включении в норматив бюджетного финансирования расходов на приобретение учебников и учебных пособий по перечню, утвержденному Правительством РФ.
Комитет предложил Минфину при доработке методики нормативного финансирования муниципальных бюджетов на учебные расходы внести дополнение о нормативе расходов на приобретение учебников. А Министерству образования думцы рекомендовали рассмотреть вопрос о целесообразности принятия федеральной целевой программы «Учебники для профильного обучения».


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru