Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №61/2003

Первая тетрадь. Политика образования

ПОЛИТИКА ОБРАЗОВАНИЯ 
ШКОЛА И ВЛАСТЬ 

Александр АДАМСКИЙ

Единый экзамен для правительства

Четыре вопроса четырем министрам

Во время активного лета школьными проблемами занимались все.
От президента до строгих пожарных инспекторов, как по команде открывших все школы, которые они закрыли двумя неделями ранее.
Кроме того, Министерство внутренних дел проводило операцию «Образование–2003» по выявлению взяточников среди вузовских работников. По телевизору даже показали одно задержание секретаря приемной комиссии московского вуза.
Но конечно, хитом сезона стали проведение в третий раз единого экзамена и неослабевающие дискуссии относительно эффективности этого нововведения.
Первосентябрьский поход властных структур и политиков в образовательные учреждения никакой ясности для общества относительно того, чем же закончились летние старания пожарников, следователей и единых экзаменаторов, не принес.
Прошло несколько дней после начала нового учебного года. В прессе постепенно ослабевает поток школьных новостей. Правда, прямо 1 сентября случилось два пожара: в Мурманской области и многострадальной в этом отношении Якутии, в городе Мирном, в вечерней школе. Но жертв, к счастью, нет, пожары быстро потушили.
Чем же закончились летние мероприятия?
Выполнено ли поручение президента?
А тут еще как нельзя некстати вновь прозвучала цифра долгов по заработной плате учителям – снова около 500 миллионов рублей.
И полное цинизма хвалебное замечание чиновников: «Это самый низкий показатель за последние годы!»
Господа, это для вас самый низкий показатель, а для учителей из Алтайского края все как было, так и осталось. И потом – долги по зарплате не оцениваются по шкале «много – мало», они оцениваются по зачетной системе «есть – нет».
Есть долги – не справляетесь, господа чиновники, нет долгов…
Нет долгов, давайте обсуждать, сколько платят учителям.
А ведь и по этому вопросу год назад президент дал четкое поручение министру финансов А.Кудрину, и тот прямо в телевизионную камеру совершенно серьезно и искренне произнес: «Через год мы забудем об этой проблеме». Имелась в виду проблема долгов.
Но о проблеме забыть не получилось.

Итак, по четырем ключевым вопросам летней активности правительства в начале учебного года никакой ясности как не было, так и нет.
Поэтому мы взяли на себя смелость еще раз сформулировать те вопросы, на которые граждане ждут ответа, потому что ведь гражданам детей в школу посылать, и все хотят знать, что же сделано и на что стоит рассчитывать?
Может, и не посылать детей в школу, потому что там слишком опасно?
И для поступления в вуз надо по-прежнему деньги копить на взятки?
А если единый экзамен никакой пользы так и не принес, то надо от учителей требовать не к тестам готовить, а программу проходить, как и раньше было?
Что делать родителям?
Было бы очень полезно и важно, если бы все-таки господа министры ответили обществу, каковы же результаты их летнего радения за образование.
Экзамен по-современному состоит из трех уровней – простые ответы, сложные и продвинутые, сами выбирайте, на каком уровне отвечать.

Вопрос № 1.

Министру по чрезвычайным ситуациям С.Шойгу:

– Как вы оцениваете уровень пожарной безопасности школ страны?
Варианты ответов.
Уровень А:
1) никак не оцениваю, пусть пожарники оценивают;
2) за всю страну отвечать не могу, в каждом регионе есть развалюхи, они вспыхнут в любой момент;
3) президент мне давал поручение, ему и доложу.
Уровень Б:
1) лучше бы вам никому не знать, как я оцениваю эту ситуацию;
2) мы ничего не могли сделать, потому что проверками эту проблему не решишь;
3) вероятность возгораний уменьшилась на 50%.
Уровень В:
1) для реального повышения пожарной безопасности необходимо 20 миллиардов рублей;
2) необходим комплекс мер: прежде всего установка в школы систем пожаротушения, а не только сигнализации и освоения методик эвакуации;
3) нужно срочное обновление основного фонда школьных зданий, при данном состоянии школ результат наших действий таков: предотвратить пожары не можем, в лучшем случае будем знать, что где сгорело.

Отметьте крестиком те ответы, которые считаете правильными. Не нужно их запечатывать в вакуумные пакеты, мы и так верим, что это вы отвечали, а не кто-то другой за вас.

Вопрос № 2.

Министру внутренних дел Б.Грызлову:

– Каковы результаты операции «Образование – 2003»?
Варианты ответов.
Уровень А:
1) да какие результаты, брали, берут и будут брать;
2) хорошие результаты, задержано несколько стрелочников, может быть, и до суда дело дойдет;
3) плохие результаты, арестованных много, а доказательная база, как всегда, нулевая.
Уровень Б:
1) система порочна сама по себе, нельзя искоренить то, что стало нормой;
2) никакой системы взяточничества в вузах не обнаружено, все это выдумки;
3) абитуриенты провоцируют вузовских работников, будем их за это наказывать.
Уровень В:
1) бороться надо не с людьми, а со сложившейся системой. Как – не знаю;
2) сама идея перехода в вуз через испытание готовности порождает взяточничество – ее надо изменить;
3) в вузы надо записывать, а через семестр студент сам поймет, туда он попал или нет. Но за семестр, если в школе неважно учился, пусть платит.

Вопрос № 3.

Министру финансов А.Кудрину:

– Какова ситуация с зарплатой учителям?
Варианты ответов.
Уровень А:
1) а мы и забыли об этой проблеме;
2) меня президент пока об этом не спрашивал;
3) что, они еще и зарплату получают?
Уровень Б:
1) долги остались и осенью еще вырастут, потому что грядет повышение зарплаты, а денег не запасли;
2) до конца года и долги выплатим, и повышенную новую зарплату выдадим;
3) планируем все-таки либерализовать оплату обучения так, чтобы родителям, особенно богатым, было выгодно платить через кассу.
Уровень В:
1) планируем через год выплачивать зарплату учителям из федерального бюджета;
2) надо избавиться от ЕТС и перевести учителя на федеральный бюджет;
3) если депутаты согласятся, то они должны зарплату учителя ввести как строку в федеральном бюджете, тогда и они будут голосовать не вообще за «деньги на образование», а за конкретную цифру – зарплату учителей. И президент будет реальным гарантом этой зарплаты.

Вопрос № 4.

Министру образования В.Филиппову:

– Каковы результаты проведения третьего года эксперимента по ЕГЭ?
Уровень А:
1) на 4 с минусом по пятибалльной шкале;
2) на 8 с половиной по десятибалльной шкале;
3) на 83,56 по стобалльной шкале отметок.
Уровень Б:
1) участие приняли около 50 регионов, около полумиллиона абитуриентов. Вот такой результат:
– дочка учительницы из якутского села поступила в пединститут;
– дочка учительницы из бурятского села пока не поступила, потому что Бурятия еще не проводит ЕГЭ.
Уровень В:
1) качество обучения в выпускных классах, которые весь год готовились к ЕГЭ, снизилось из-за неудовлетворительного уровня КИМов;
2) уровень коррупции в вузах не изменился. Оказалось, что ЕГЭ и коррупция в вузах никак не связаны между собой;
3) доступность высшего образования повысилась: дочка учительницы из чукотского села поступила...

...У нас экзамен единый, но не государственный – до такой степени, что министры могут даже менять вопросы по своему усмотрению.
Лишь бы мы все-таки смогли понять: чем лето закончилось для школы?


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru