Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №57/2003

Вторая тетрадь. Школьное дело

КУЛЬТУРНАЯ ГАЗЕТА 
ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО ВЫСТАВКЕ 

Юрий ГЕРЧУК

Колорит московского воздуха

Городские пейзажи Михаила Иванова

ВИД ИЗ ОКНА МАСТЕРСКОЙ

ВИД ИЗ ОКНА МАСТЕРСКОЙ

В названиях городских пейзажей Михаила Всеволодовича Иванова (1927–2000) очень часто встречается слово «переулок»: «Казачий переулок», «Ватин переулок», «Погорельский переулок» – и еще, и еще. Это все интимные образы старой Москвы, столетиями обжитой исторической городской среды, соединяющей своих сегодняшних обитателей с миром их недавних или далеких предков. Разумеется, есть у него и улицы, площади, набережные, но все равно это не город необъятных, пока безликих новых районов, однако и не та сувенирная, «открыточная» Москва немногих приметных памятников, по которым этот город могли бы опознать иностранцы. Это мир старого москвича, выросшего в Замоскворечье, подле Третьяковской галереи и чувствующего старую Москву изнутри, живущего в ее пространствах, красках и ритмах.
Художник неустанно писал свой город с натуры в разные времена года, в любую погоду, не боясь спешащей мимо толпы, заглядываний через плечо, разговоров: «Писал Колокольников переулок. Мамаша говорит ребенку: “Ну, что дядя рисует?” – “Погоду!”»
Можно говорить, что предмет для живописи он избрал далеко не новый и что легко потеряться в необъятном множестве. Между тем Михаил Иванов не теряется и при отсутствии каких-либо эффектных, специально на узнавание рассчитанных приемчиков опознается сколько-нибудь внимательным глазом удивительно легко.
Дело тут больше всего не в мотивах, а в самом качестве живописи. Иванов – живописец по преимуществу, главное да почти единственное у него выразительное средство – цвет, которым он безупречно владел. Цвет гибкий и сложный, богатый точно найденными оттенками и матовый, смягчаемый подвижной и не вполне прозрачной городской атмосферой. Пейзаж Иванова, обычно небольшой по размеру, производит удивительно цельное впечатление, воспринимается не по частям – от дома к дереву, от дерева к колокольне, но сразу весь, как единый музыкальный аккорд. Он верен натуре, но не той фотографической точностью, которая помогла бы когда-нибудь реставратору восстановить детали поврежденного временем фасада. Художник ощущал и умел в своей живописи передать природу старой Москвы, где переулочные церкви и особнячки наряду с деревьями и людьми – предметы органические, живые, постепенно стареющие, укоренившиеся в московском пространстве и сами это историческое пространство по мере сил формирующие. Строй древнего города – это и своевольный перегиб переулка, и лезущий в горку подъем от давно упрятанного в землю ручья, и ступеньки разноэтажных домов, и золотящиеся главы церкви, и выперший на тротуар фасад старинной постройки.
И все это существует на холстах в нерасчленимом единстве с подвижностью природной среды, со светом и воздухом, с движением энергично вылепленных кистью облаков (в пейзажах Иванова небо написано всегда так же плотно и сложно, как земля и строения), с осенними сумерками, ранним снежком или весенней утренней свежестью. В известном смысле он и вправду писал всегда «погоду», как наивно определил эту живопись ребенок.
При кажущейся непосредственности натурного беглого письма живописная система Михаила Иванова была выработанной и глубоко им осознанной. За ней стояла определенная историческая традиция, идущая от творчества Сезанна и продолженная искусством Р.Фалька, А.Древина и других колористов ХХ века. Она отвечала исканиям многих молодых живописцев, выходивших на самостоятельный путь в пору «оттепели».
Иванов нашел тогда среди сверстников единомышленников и друзей. Среди них были Н.Андронов, Б.Биргер, В.Вейсберг, Н.Егоршина, братья Никоновы – художники, чьи имена стали вскоре широко известными. Их первая совместная выставка в 1961 г. – «Выставка девяти» – оказалась предметом бурных дискуссий. И в дальнейшем выставки этой небольшой, со временем еще несколько сокращавшейся группы – как открытые, так и не дозволенные к показу бдительным художественным начальством (хотя ничего крамольного, кроме поисков более живой и новой выразительности, там не было) – становились общественными событиями.
Все это давно позади.
Недавняя посмертная выставка работ Михаила Иванова еще раз утвердила уже прочно сложившуюся репутацию талантливого и культурного мастера, не соблазнявшегося преходящей художественной модой, но всегда верного выработанному им живописному методу и любимой теме. Здесь было и несколько среднеазиатских и западноевропейских городских видов. Художественный метод Иванова оправдывает себя и на непривычной для автора натуре. Здесь не было никакой туристской экзотики, а было вживание в эту новую для него среду, почти столь же интимное, как в родную московскую.
Особо стоит отметить пейзажи Иерусалима и Иудейской пустыни (1996). Поездка в Святую землю вдохновила художника на образы сурово-монументальные, хотя и в привычных для него небольших форматах. Таков в особенности «Библейский сюжет. Третий день» – очень простой, в сущности, пейзаж с тяжело нависающим над пустынными серо-зелеными холмами клубящимся бурым небом. «И сказал Бог: да соберется вода, которая под небом, в одно место, и да явится суша. И стало так». Нет, это все-таки не иллюстрация к Библии, Иванову вообще была абсолютно чужда всякая иллюстрационность. Это лишь воплощение вызванного встречей с библейской землей острого ощущения ее первозданности.
Но все-таки основная часть его выставки вдохновлена драгоценной исторической средой старой Москвы, тихим миром московских переулков, поэтическую красоту которых мы все в повседневной суете успеваем ощутить нечасто. Между тем среда эта беззащитна и хрупка, она исчезает под напором сияющих полированным стеклом новейших банковских зданий. Уже многие холстики Михаила Иванова нельзя больше сопоставить с его натурой – она утрачена...
В недавно изданной книжечке «записей и размышлений» художника мне встретилась его заметка для себя: «Кстати, написать Полянку, пока она жива». Какая страшная и горькая запись!.

ТИХИЙ ПЕРЕУЛОК

ТИХИЙ ПЕРЕУЛОК


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru