Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №57/2003

Вторая тетрадь. Школьное дело

ШКОЛЬНЫЙ УКЛАД 
 

Сергей ИВАШКИН
Самарская вальдорфская школа

В младшей школе важны именно... мелочи!

Интерьер и настроение

Вряд ли кто будет спорить, что уклад школы для малышей отличается от уклада прочих школьных пространств. Это хорошо понимают в авторских школах разных типов, стараясь над этим пространством поработать. При этом необязательно передвигать стены, придумывать что-то необыкновенное. О том, что главное
в школе для маленьких, рассказывает вальдорфский учитель из Самары Сергей Ивашкин.

В гардеробе младшей школы деревянные полки для обуви. Вешалки сделаны из необрезанных досок с остатками коры. К ним привернуты крючки, выструганные из сучков елок, оставшихся не у дел после Рождества и Нового года. Все сделано руками пап и дедушек, не по бедности, а для того, чтобы родительская любовь получила свое воплощение в материи. На стене – фотографии из жизни школы за последнее время.
Классная комната тоже пронизана родительской любовью и сознательным отношением к здоровью ребенка. Деревянные столы, полки и стулья – по росту, раковина для мытья чашечек для красок после живописи, мягкий линолеум. На специальном столе, покрытом красивой тканью, цветы и свеча, которую дети по очереди зажигают, перед тем как услышать сказку…
Утро, полдевятого. Пожимаю руки, смотрю в глаза. Ладошка Ани – теплая и абсолютно расслабленная. Глаза смотрят мягко, с полуулыбкой. Федина рука – твердая, между предплечьем и кистью – угол. Жест рукопожатий абсолютно выражает характеры ребят. Аня предпочитает пребывать в благоговейном покое, медленно писать, обстоятельно рассказывать сказки и истории, может всплакнуть от неудавшейся работы, никогда не ввязывается ни в какие конфликты. Федя “овалов” не любит. Гоняться за кем-нибудь, отвечать в тот момент, когда еще не замолк голос учителя, задавшего вопрос, биться за справедливость, иметь свое мнение по всем вопросам – это его стихия.
Потихоньку в классе собрались все. Прозвенел валдайский колокольчик в руках Вики, дети отправились на свои места за партами. После приветствия все сдвигают парты и становятся в круг. Как эхо, повторяют дети ритм, выстукиваемый учителем ногами и руками. Это требует от них большой концентрации – некоторые еще не проснулись, а для нескольких детей это всегда проблема. Вместе, вместе, по-одному. Ну вот, пробудились, попали хорошо несколько раз все вместе в ритм – пережили общность класса. Переходим к скороговоркам. Чтобы хорошо писать, надо уметь внятно говорить и хорошо слышать.
Мед в лесу медведь нашел
Мало меду, много пчел.
Рассчитываемся на “золотых” и “серебряных”, отстукиваем ритм скороговорки в парах ладошками: две, правая, левая… Быстрее, еще быстрее. С нарастанием скорости поднимается настроение, на лицах появляются счастливые улыбки. Если в обучении участвуют не только мышление и чувства, но еще и конечности, успех гарантирован, поскольку затронут весь человек.
“Карл у Клары украл кораллы…”. Здесь пока не разгонишься, не зря эта скороговорка так популярна. Но качество речи заметно изменяется: когда вчера говорили без хлопков, получалось с трудом – сегодня все отчетливее и отчетливее.
Теперь спишем с доски красиво цветными восковыми мелками на белые листы в тетрадях формата А третью скороговорку, выученную раньше: “На мели мы налима нашли”. Точнее, даже не спишем, а срисуем красивые буквы, которые сами сложатся в слова. Писать-рисовать в тетради, да и на доске без линеек трудно – требуется большая концентрация. Но после месяцев упражнений прямизна строк начинает жить внутри и становится умением держать линию. А пока очень трудно, до слез. “Ну не плачь, давай следующую строку начнем вот здесь и сделаем ее ровной. Смотри, как здорово получились первые три буквы!”
Списывание с доски получается хуже у тех, кто где-то уже научился писать. Они пытаются писать, не глядя на доску, поэтому делают ошибки и пропускают буквы.
“Купи кипу пик”.
– Как вы думаете, почему трудно выговаривать скороговорку?
– Сергей Петрович, а если читать справа налево, то получится “Кипу пик ипук!”
Переждав неудержимое веселье “ипуков”, возвращаем детей к вопросу.

– Во всех словах одинаковые буквы! – Ответ, поднимание руки и вставание у Кати происходит одновременно. Проверили – точно, так и есть: буквы одни и те же, только в разном порядке. Оттого-то и трудно выговаривать.

Читаем книгу. Аня плачет.
– Что плачешь, Аня?
– Я не понимаю, что написано!
– Где?
– Вот здесь: “Напиться!” – Аня проговаривает буквы, как они напечатаны в книге.
– Аня, здесь написано: “Воды напица”.
– А почему “ться”, а не “ца”?
– Что корень обозначает?
– Пить.
– Ну вот поэтому и пишем “напиться”. Если напишешь “напица”, то получится не воды попить, а пицы поесть!

На заплаканном лице засияла улыбка человека, понявшего, как пишутся в русском языке корни родственных слов.
На следующем уроке мы всем классом перебирали всевозможные слова на “ться”…
Если в изучении какого-либо феномена языка, химии, физики, математики и т. д. нам удалось пережить всю гамму от слез до смеха, то мы можем не сомневаться – ни мы, ни наши ученики этого не потеряют.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru