Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №57/2003

Вторая тетрадь. Школьное дело

ШКОЛЬНЫЙ УКЛАД 
 

Мы часто слышим о хороших школах: «У них там особый дух, особая атмосфера». А задумывались ли мы всерьез, из каких таких конкретных деталек эта атмосфера собирается? Когда начинаешь расспрашивать людей, оказывается, что учителям такой школы нужно быть сведущими не только в области возрастной психологии и новых педагогических технологий, но также и в области особой, педагогической архитектуры, – настолько сведущими, чтобы суметь создать самим или хотя бы заказать проект школьного здания. Тогда дух школы найдет и надлежащее пространство для своего выражения.
Ольга ЛОПАТИНА,
Евгения СОКОЛОВА

Ландшафт с ручейками и источниками знаний

Медиацентр как образовательное пространство подростковой школы

Подростки – народ активный, меньше всего желающий сидеть за партами. Значит, им меньше других подойдет и традиционная школьная обстановка. Мы часто, не задумываясь, обвиняем их в лени и нежелании учиться, а может быть, все дело в том, что надо приспособить школьное пространство к нуждам подросткового развития. Одним из вариантов может оказаться медиацентр для подростков, занимающий часть этажа обычной школы, построенной по типовому проекту.

Как трава сквозь асфальт…

Наша школа похожа на огромное дерево со множеством гнезд.
Гнездо «Николай Николаич у себя в кабинете». Гнездо «у Кати в лаборантской».
Гнезда заселяются каждое утро и пустеют поздно вечером. Тронуть гнездо – значит изменить траекторию полета птиц и птенцов. Но если не на словах, а на деле согласиться с тем, что ребенок в школе может учиться работать самостоятельно с разными источниками информации, то становится видно: существование предметного кабинета как основной единицы школьного образовательного пространства для этого уже недостаточно.
А библиотека? – скажете вы. Компьютерный кабинет? И будете правы. Они в нашей школе тоже источник информации для учеников, работающих над творческими, исследовательскими, проектными работами.
Сейчас школьные компьютеры в основном сосредоточены в кабинете информатики. Но там чувствуешь себя не к месту, если приходишь работать над своим проектом. И понятно, ведь у этого кабинета другие функции. Еще большее неудобство испытывают учителя, которым необходимо работать с компьютером. Иногда им просто некуда податься. А то подходит ребенок и говорит, что хочет обсудить с вами как с руководителем свою проектную работу. Куда вы с ним пойдете? Среагируйте быстро!
Сейчас учителя приспособили под групповую и индивидуальную работу своих ребят какие-то маленькие кабинетики, лаборантские, где поставили компьютер, видео, собрали библиотечку. Можно, конечно, развивать такой путь борьбы живой жизни с предметными кабинетами. Так по весне зеленая трава вдруг начинает взламывать асфальт в самых неожиданных местах.
Но можно сделать и по-другому, именно этим мы сейчас занимаемся – сделаем на одном из этажей специальное информационное пространство подростковой школы, в котором хотим объединить библиотеку, медиатеку (с доступом к Интернету) и видеотеку. Это не значит, что с его созданием лаборантские с чайничками исчезнут. Такие домашние уголки – уютные, захламленные, с канарейками, аквариумами и черепахами – в школе нужны, наверное, как места релаксации, дружеских и отчасти деловых встреч.

Кому и зачем нужен школьный медиацентр?

В медиацентре подростковой школы можно будет собирать информацию, которая станет материалом для проекта, исследовательской, творческой работы. Индивидуально и группой работать в проектном режиме, в погружении. Проверять свои знания с помощью тестов, которых сейчас так много расплодилось, особенно на электронных носителях. Работать по индивидуальному плану занятий. Выполнять задание учителя, если ты «выпал» из конкретного урока и мешаешь учиться товарищам. Делать “домашку”, читать хорошие книжки, смотреть хорошие фильмы.
Мы не выделяем, чем в медиатеке может заняться учитель, школьный психолог, администратор. Думаем, тем же, что и ученик. Возможно, учителя захотят работать в медиатеке консультантами проектных работ. Тогда подойдет вариант дежурного консультанта-предметника, да и не только предметника, а например, консультанта по компетенциям. Можно и так: в медиацентре учителя занимаются своими проектными работами. То есть центр становится учительским методическим кабинетом.
Что обязательно должно быть в медиацентре? Свободный доступ ко всем книгам. Рабочие места, оборудованные для индивидуальных занятий, причем некоторые из них обязательно с компьютером, подключенным к Интернету. Другая часть рабочих мест приспособлена под групповую работу. Конечно, должно быть уютно, чтобы захотелось еще прийти.

Новая жизнь, новое расписание

Сотрудников медиацентра, по опыту наших коллег, на школу в 800 учеников должно быть не менее пяти-шести человек. Чтобы не возникало сутолоки из-за случившегося вдруг большого наплыва посетителей, на еженедельной планерке сотрудники медиацентра внимательно записывают все заявки учителей, администрации. По этим заявкам они резервируют время работы в медиацентре для той или иной инициативной группы с доступом к компьютеру, видео, если нужно.
Возможно, с началом работы медиацентра расписание в дневниках учеников изменится. Например, может появиться четко прописанный индивидуальный образовательный маршрут – маршрут группы, которая работает над проектом: когда и сколько ребята работают в медиацентре. Появятся уроки медиаграмотности. Проектная работа ученика может стать основанием, на котором строится вся работа медиацентра.

Возражения наших коллег

Весной коллеги говорили нам:
– Наши дети не любят читать и не будут этим заниматься в медиацентре или как там вы его назовете. Они будут только в «стрелялки» играть. Они привыкли орать в библиотеке и так же будут орать в медиацентре. У нас не лицей и не гимназия, где дети мотивированы на учебу и где такой центр или уже есть, или скоро будет. Наши дети спального района на учебу не мотивированы. Поэтому ваш медиацентр быстро превратится в место, где можно потрепаться так же, как на скамеечках первого этажа. Наши учителя не будут ничего читать в медиацентре. Читать книги лучше у себя дома.
Наш библиотечный каталог несовершенен. Чтобы его дотянуть до служения ученику и учителю, понадобится два года напряженного труда двух библиотекарей. И чтобы ничем другим их не загружали, кроме выдачи и приема учебников. К тому же организовывать и проводить проектную работу можно и в классах – предметных кабинетах.
Были возражения и чисто технического свойства. Тяжело перетаскивать стеллажи и книги с места на место. Сложно найти даже три компьютера в библиотеку и подключить их к Интернету – это большие деньги. Штат медиатеки из пяти-шести человек – это очень большие деньги. Никто не даст дополнительного финансирования. Пересматривать существующее, уже сложившееся финансирование и тарификацию – стоит ли? К тому же в городе много библиотек, видеотек, точек выхода в Интернет. Пусть учатся находить информацию для своих проектных и прочих работ в разных местах города. Пусть побегают кому надо. А кому не надо (немотивированные), тем и медиацентр не поможет.

Потом было дело

Весной были разговоры в учительской, был совет школы, где почти все мы важно кивали головами: конечно, медиацентр нужен. На третьем заседании более или менее оформилась стратегия: в сентябре объявим конкурс на лучший проект, подумаем о призах, подключим прессу, пусть это будет центральным делом года! Впереди было целое лето, потом осень, и можно было действовать не спеша. Но неожиданно нашлись деньги. Представляете, начало июня, в школе экзамены, а тут по нашей просьбе администрация собирает расширенный координационный совет: медиацентр сейчас? После споров, перераспределения ресурсов и поиска новых, после недоразумений, обид и находок вышли на компромиссный вариант: создаем центр на втором этаже, в холле – читальный зал с открытым доступом книг, в трех кабинетах, выходящих в этот холл, – соответственно медиатека, видеотека и книгохранилище. Пока так.
Возражения возражениями, а все-таки кто-то согласился переехать с этажа на этаж, кто-то по должности или по желанию вошел в группу разработчиков проекта. Летом десятиклассники перетащили все библиотечные книжки на второй этаж. Хозяйственники получили и собрали новые стеллажи, а компьютерщики разрабатывают варианты медиатеки. Чем дальше движется дело создания школьного медиацентра, тем больше вопросов у нас возникает. Мы бы хотели обсудить их на страницах газеты.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru