Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №57/2003

Третья тетрадь. Детный мир

СОЦИОЛОГИЯ ВОЗРАСТА 
 

Накануне нового учебного года многие классные руководители собирают информацию о том, куда поступили, как трудоустроились их выпускники. Учителям предстоит вести следующий выпускной класс и хочется, чтобы, выйдя из стен школы, ребята продолжили учебу, освоили достойную профессию, устроились на работу.
При этом жизнь быстро меняется, а система образования все еще нацелена на старые ориентиры, что усиливает разрыв между реалиями жизни и школьной практикой. Поэтому, констатируют социологи, способность делать осознанный выбор профессии у большинства выпускников школ отсутствует. Как же учитель может помочь будущим выпускникам в этой ситуации?

Анатолий ВИТКОВСКИЙ

Варианты выбора–2004:

Как складываются у сегодняшних подростков представления о будущей специальности и карьере? И может ли повлиять на эти представления школа?

Современные исследования говорят о том, что выпускников можно разделить на четыре группы: уже определившиеся с выбором места учебы или работы (21% юношей и 33% девушек), колеблющиеся (соответственно 33% и 30%), «мятущиеся» (15% и 11%), пассивные (23% и 14%).
Московский областной центр профориентации молодежи провел исследования среди выпускников школ Московской области 2002 и 2003 годов. Выяснилось, что в текущем году количество выпускников, сделавших выбор профессии, уменьшилось. В половине случаев выбор не отвечает рыночной конъюнктуре и не подкреплен сколь-либо ясным представлением о характере будущей деятельности. Каждый пятый выпускник вообще не задумывался о выборе профессии.
Исследования говорят о том, что верхние строчки рейтинга, как и раньше, занимают профессии юриста, экономиста, менеджера, программиста. Общий вывод социологов таков: список профессий, которые выбирают выпускники школ, очень беден, а сам выбор нельзя считать осознанным.
Данные исследований подтверждает ход вступительных экзаменов в высшие учебные заведения. Например, в Московском социально-экономическом университете наибольший конкурс в этом году был на специальности: таможенное дело, юриспруденция и экономика. В Белгородском университете потребительской кооперации уже который год подряд самая большая конкуренция наблюдается при поступлении на экономические специальности, а также на юриспруденцию и менеджмент. Такие специальности, как реклама, сервис, технология общественного питания, защита информации, пользуются значительно меньшей популярностью, хотя специалисты в этих областях сегодня востребованы на рынке труда.
При этом стоит заметить, что, по данным статистики, в 2003 году количество новоиспеченных бухгалтеров в 70 раз превысит потребность в них; парикмахеров – в 50 раз; секретарей – в 40 раз; портных и закройщиков – в 30 раз; операторов ЭВМ – в 25 раз; поваров и кондитеров – в 10 раз; официантов и барменов – в 3 раза; коммерсантов, в том числе продавцов-кассиров, торговых агентов – в 2 раза.
Какие же факторы определяют выбор ребят? На каждого третьего выпускника оказали влияние средства массовой информации. Растет влияние семьи. Но, к сожалению, многие родители хотят, чтобы дети реализовали их несостоявшиеся планы, переносят на сыновей и дочерей свои представления о профессиональной карьере.
С исследованиями социологов полностью согласуются результаты опроса, проведенного сотрудниками Белгородского университета потребительской кооперации среди выпускников школ и их родителей. Согласно опросу выбор профессии чаще всего происходит под воздействием родителей, которые, по словам ответственного секретаря приемной комиссии университета Сергея Семененко, как правило, находятся в плену стереотипов. Технический секретарь приемной комиссии Санкт-Петербургского государственного горного университета Лада Егорова отметила, что многие абитуриенты легко поддаются веянию моды. «Ребята читают газеты, смотрят телевизор и видят, что сегодня наиболее успешны управленцы, коммерсанты, банкиры. В результате у молодых людей возникает стереотип: если я окончу экономический факультет, то как минимум буду работать в банке (хотя, по данным кадровых служб, работодатели все меньше обращают внимания на наличие диплома о высшем образовании). И на вступительных экзаменах мы все реже видим абитуриентов, которые всерьез интересуются будущей профессией, задают глубокие вопросы о специфике выбранной работы».
Школа по степени влияния на выбор профессии занимает последнее место. Это подтверждают и результаты других опросов. Ставится под вопрос сама целесообразность этой работы: должна ли школа вообще заниматься профориентацией учеников? Некоторые учителя отвечают отрицательно, аргументируя свой ответ тем, что ребята невосприимчивы к вербальной информации.
Начальник отдела профориентации управления профессионального обучения и развития человеческих ресурсов Министерства труда Леонид Махмудов считает, что школе по силам справиться с этой задачей при условии, что в учебном заведении появится менеджер с соответствующими функциями. По мнению Леонида Шамильевича, школьники не прислушиваются к словам учителей потому, что «учителя не являются для ребят авторитетами в этой области и нередко сами бывают неверно осведомлены о положении дел на рынке труда. В класс должен прийти специалист, который сможет грамотно информировать учеников о мире профессий, возможностях трудоустройства, организовывать экскурсии на предприятия, проводить профессиональное тестирование, консультирование… Тогда у ребенка появится представление о его будущей карьере».
Но даже сейчас, когда такого менеджера нет, школа, по мнению социологов Московского областного центра профориентации молодежи, способна оказать детям существенную помощь в профориентации. И в отдельных школах сегодня ведется серьезная работа по ознакомлению ребят с миром профессий, с технологией выбора.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru