Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №57/2003

Вторая тетрадь. Школьное дело

СОЦИОЛОГИЯ ВОЗРАСТА 
 

Ольга ЛЕОНТЬЕВА, Овена КОРСУНОВА

Августовский педсовет

Какие проблемы для обсуждения на августовском педсовете вы выбрали? Почему? Какие идеи хотелось бы осуществить в новом учебном году?
Продолжаем перекличку школ.

Хуторской Андрей Викторович, доктор педагогических наук, директор Центра дистанционного образования «Эйдос»:
– Главное, что волнует меня как педагога, – это соответствие предоставляемого школой образования внутренней сущности ребенка. Каждый человек – творец. Он и создан по подобию Бога-Творца. Следовательно, миссия образования – помочь ребенку реализовать свой потенциал, с чем плохо справляется сегодняшняя школа. Она больше озабочена тем, чтобы поддержать себя на уровне репродукции, старается “вписать” ученика в социум в качестве элемента. Неординарные и одаренные дети, оказывается, становятся “двоечниками”, “трудными”, “серыми”…
Пять лет назад наш центр “Эйдос” начал проводить дистанционные эвристические олимпиады, в которых надо не решать сложные задачи, а выдвигать “безумные” идеи, исследовать настоящие проблемы, у которых нет однозначного совета. Сегодня проведено уже 38 таких олимпиад по всем предметам. В них приняли участие более 17 тысяч школьников из самых разных городов России и других стран. В прошлом году совместно с Российской академией образования мы начали разработку и реализацию дистанционного профильного обучения школьников. Старшеклассники теперь имеют возможность учиться на профиль-курсах, которые ведут для них педагоги – специалисты в области дистанционного образования. Школам, которые вводят у себя профильное обучение, такая система будет весьма кстати. Смысл этой деятельности тот же самый – дать ученику возможность реализовать себя.
Тамара Пакулова, Горхонская средняя школа Заиграевского района Республики Бурятии, зам. директора по учебной части:
– Да, у нас дел сейчас – непочатый край. Во-первых, пожарники никак не примут школу: то одно их не устраивает, то другое... Самое интересное, что требований много, а денег для того, чтобы их выполнить, никто нам не выделяет. А скоро дети придут, мы же не станем им про прием школы объяснять. Вот и выкручиваемся как можем. Где родители проводку заменят, где мужья учителей на помощь придут... Бред какой-то, а что делать? Хотя вот хорошие новости: два учителя из началки планируют влиться в команду, которая ведет в школе эксперимент по созданию свободного образовательного пространства (модель «школа-парк»). Новичкам будет нужна помощь. А еще у нас надвигается большой юбилей. Школе в этом году исполняется сто лет! Все думаем-гадаем, как отметить. Вот такие заботы.
Наталья Шевырина, школа № 71 г. Москвы, директор:
– В прошедшем учебном году мы пробовали строить модель новой общеобразовательной школы для подростков. Такой, чтобы подростки научились сами планировать свою учебную работу, выбирать, к какому учителю на какой предмет отправиться. Оказалось, что сделать это только в средней школе невозможно: детям очень трудно. Они в мае пожаловались: устали выбирать! Конечно, куда как проще учиться по составленному учителями расписанию, не надо головы ломать... Так что теперь мы будем изменять работу прямо в 1–2 классах. Посмотрим, что получится. Учителям тоже трудно, особенно самым сильным. Они говорят, что если бы все дети к ним пришли, они бы их смогли научить. А так ребята многое теряют, просто не попав на занятия. Как быть? Задумки есть, но пока о них говорить рано. Кстати, школа полного дня нас очень устраивает. Только для того, чтобы ее полноценно организовать, нам нужно создать для ребят специальные пространства, где они смогут и поработать, и развлечься, и отдохнуть. А где найти средства на это? Ох, не знаю... Если просто оставлять ребят в школе до вечера, хорошая идея может полностью провалиться. А самый срочный вопрос – найти хорошего учителя русского языка. (Наверное, подобные вопросы сейчас волнуют многих директоров.) Учительница-то есть, но только жить ей негде. Если муниципалитет расщедрится, будет чудесно...
Геннадий Пименов, школа № 38 г. Кемерово, директор:
– Тема нашего августовского совета – «Педагогические условия развития здоровьесберегающей среды в учебном заведении». Мы собираемся говорить не про то, чтобы помещения вовремя проветривать или детей от курения отваживать, – это очевидные вещи. Для нас смысл здоровьесберегающих образовательных технологий в том, чтобы сохранить психическое (!) здоровье детей. Мы должны создать благоприятный учебный микроклимат. Но не только! Вот многие выпускники, расставаясь со школой, плачут. Вы думаете, отчего они плачут? Жизни боятся. Ребенок не знает, как быть с незнакомой ситуацией. Если мы дадим ему способы работы с ней, это и будет сбережением здоровья.
К нашему разговору присоединяется Даниил Титоров, замдиректора по информатизации:
– В этом году мы наконец разместим в сети электронный учебный журнал. Он уже существует, но был доступен только в самой школе. А теперь и родители, и дети, пропустившие занятия, смогут через Интернет узнать, какой материал был пройден в их классе. И приглашаем читателей «ПС» на наш сайт – www.school38.ru.
Любовь Гунбина, школа № 56 г. Томска, директор:
– Мы уже не первый год совместно с Томским государственным университетом участвуем в эксперименте по созданию электронных учебных пособий для школьников. С сентября работу будет вести группа из 15 учителей. Особое внимание мы обращаем на пособия по предметам, которые детям придется сдавать в форме ЕГЭ (например, русский язык, математика). Наша идея – выделить сквозные темы, которые изучаются несколько лет, и заложить их в пособия. Именно такие темы, как правило, требуют специальной проработки перед экзаменом за весь учебный курс. А еще мы заключили договор со специалистами Томского медицинского университета по коррекции психоэмоционального состояния детей и педагогов.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru