ДОКУМЕНТЫ
Органы управления образованием
субъектов Российской Федерации
16 июня 2003 года №13-51-129/13
О тематике августовских
педагогических совещаний
работников образования в 2003 году
Министерство образования Российской
Федерации предлагает на августовских
педагогических совещаниях работников
образования в 2003 году обсудить следующие
документы и актуальные проблемы.
1. Федеральные документы:
программа модернизации педагогического
образования (приказ Минобразования России от
01.04.2003 № 1313 “О программе модернизации
педагогического образования”);
концепция профильного обучения на старшей
ступени общего образования (приказ
Минобразования России от 18.07.2002 № 2783);
Положение о проведении единого государственного
экзамена (приказ Минобразования России от 09.04.2002
№ 1306) (для регионов, не участвующих в
эксперименте по проведению единого
государственного экзамена);
приказ Минобразования России от 29.10.2002 № 3767 “Об
итогах проведения эксперимента по введению
единого государственного экзамена в 2002 году и
задачах эксперимента на 2003 год”;
план работы Министерства образования Российской
Федерации на 2003/04 учебный год;
Итоговый документ выездных совещаний
руководителей органов управления образованием и
по делам молодежи и руководителей
образовательных учреждений субъектов
Российской Федерации в федеральных округах
(распоряжение Минобразования России от 22.05.2003 №
615-22);
проект положения о порядке аттестации
педагогических и руководящих работников
государственных и муниципальных
образовательных учреждений.
2. Пути развития региональных систем
образования:
информатизация региональных систем образования;
перспективы и проблемы введения эксперимента по
проведению единого государственного экзамена;
достижение целей введения единого
государственного экзамена (ЕГЭ) с точки зрения
повышения доступности профессионального
образования;
результаты мониторинга эксперимента по
совершенствованию структуры и содержания общего
образования и определение пути его развития в
новом учебном году;
межведомственное взаимодействие в решении
проблем профилактики беспризорности,
безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних; организация работы по
выявлению и учету несовершеннолетних, не
посещающих или пропускающих по неуважительным
причинам занятия в образовательных учреждениях,
в целях обеспечения обязательного основного
общего образования (в том числе – по результатам
проведенного в 2002 году единовременного учета
детей 7–15 лет, не обучающихся в образовательных
учреждениях);
разработка и реализация региональных программ
развития воспитания в системе образования;
образование как фактор регионального развития;
региональные программы развития сельской школы;
системы управления образованием;
государственно-общественное управление
образованием;
организация сетевого взаимодействия
образовательных учреждений.
3. Опыт работы муниципальных органов
управления образованием, общеобразовательных
учреждений, учреждений дополнительного
образования, дошкольных образовательных
учреждений по следующим направлениям:
эксперимент по совершенствованию структуры и
содержания общего образования в
общеобразовательных учреждениях;
эксперимент по реструктурированию сети
общеобразовательных учреждений, расположенных в
сельской местности;
создание попечительских советов
общеобразовательных учреждений;
воспитательная работа в образовательных
учреждениях, поиск современных форм
взаимодействия учреждений образования с
детскими и молодежными организациями и
объединениями, создание в образовательных
учреждениях структур самоуправления учащихся,
детских и молодежных организаций;
использование здоровьесберегающих технологий в
образовательном процессе;
развитие новых форм дошкольного образования на
основе кратковременного пребывания детей в
дошкольном общеобразовательном учреждении (ДОУ);
опыт организации повышения квалификации
руководителей и специалистов органов управления
образованием и образовательных учреждений;
вопросы введения новых предметов в начальной
школе;
система оценивания знаний обучающихся в
условиях безотметочного обучения в начальной
школе;
организация информационно-просветительской
работы с родителями (законными представителями)
несовершеннолетних, оказании им помощи в
воспитании детей;
организация деятельности по устройству
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей, отданных на воспитание в семьи
граждан (усыновление, опека (попечительство),
приемные, патронатные семьи и т.д.) (в
соответствии с решением коллегии от 21.01.2003 № 1);
содержание, деятельность и формы организации
службы практической психологии в
общеобразовательных учреждениях Российской
Федерации;
социальное партнерство, сотрудничество и
инвестиции в сфере образования;
способы взаимодействия государственных и
муниципальных управленческих структур сферы
образования с общественными, промышленными и
финансовыми институтами;
проектирование развития дополнительного
образования детей в образовательной системе
региона (муниципалитета);
проблемы становления и развития региональной
системы дополнительного образования детей
(управленческий аспект);
новые подходы к содержанию и организации
непрерывного образования;
проблемы интеграции общего и дополнительного
образования детей;
повышение воспитательного потенциала урока –
важнейшее условие организации эффективного
воспитательного процесса в общеобразовательном
учреждении;
предоставление дополнительных платных
образовательных услуг;
создание условий для организации работы с детьми
и подростками по месту их жительства,
воспитательного пространства микрорайона, малых
городов, сельской местности на основе
взаимодействия с другими социальными
институтами воспитания, общественными
организациями, ведомствами;
совершенствование физического воспитания в
общеобразовательных учреждениях.
Министерство образования Российской Федерации
рекомендует в рамках августовских
педагогических совещаний организовать «круглые
столы», консультативные пункты по
нормативно-правовой базе функционирования
системы общего образования:
государственная (итоговая) аттестация
выпускников общеобразовательных учреждений;
перспективы использования результатов ЕГЭ в
мониторинге общего и профессионального
образования, возможности использования подходов
ЕГЭ для системы аттестации образовательных
учреждений;
результаты опросов общественного мнения и
общественного наблюдения по проведению ЕГЭ;
совершенствование технологии проведения ЕГЭ,
структуры и содержания контрольных
измерительных материалов; организационное и
нормативно-правовое регулирование проведения
ЕГЭ;
аттестация и государственная аккредитация
образовательных учреждений;
аттестация педагогических работников
образовательных учреждений;
правовые основы создания внебюджетных фондов
развития образования;
правовые основы функционирования
попечительских советов общеобразовательных
учреждений;
основы законодательства о защите прав
потребителей;
правовые основы функционирования
общеобразовательных учреждений;
проблемы социальной защиты работников
образования;
обсуждение нового Трудового кодекса Российской
Федерации;
соблюдение законодательства Российской
Федерации в части защиты прав участников
образовательного процесса;
соблюдение Федерального закона “Об основах
системы профилактики безнадзорности и
правонарушениях несовершеннолетних”;
изменения в нормативно-правовой базе
законодательства Российской Федерации в области
образования за 2002–2003 годы;
проблемы взаимодействия и преемственности
общего среднего, дополнительного и
профессионального образования.
Важнейшей задачей органов управления
образованием при проведении августовских
педагогических совещаний является организация
встреч представителей органов исполнительной и
законодательной власти соответствующего уровня
с педагогическими работниками, взаимодействие с
вышестоящими органами управления образованием,
с учреждениями повышения квалификации
педагогических работников, методическими
службами, привлечение к освещению работы
педагогических совещаний и конференций средств
массовой информации.
Дополнительно Минобразования России направляет
возможную тематику августовских педагогических
совещаний для обсуждения на предметных секциях и
заседаниях методических объединений.
Приложение к письму от 16.06.2003 №13-51-129/13
Тематика августовских
педагогических совещаний
Общие проблемы развития
образования
Актуализация содержания внеурочной работы в
общеобразовательных учреждениях различных
видов.
Создание воспитательных систем в
образовательных учреждениях.
Духовно-нравственное, патриотическое и
гражданское воспитание обучающихся в
образовательных учреждениях.
Социально-педагогические основы самоуправления
в образовательных учреждениях. Повышение роли
школьных библиотек в духовно-нравственном
становлении личности обучающихся.
Практика взаимодействия классного руководителя,
классного воспитателя, психолога, педагога-организатора,
социального педагога, педагога дополнительного
образования по созданию необходимых условий для
нравственного воспитания и личностного развития.
Автономность образовательных учреждений и
реализация руководством образовательных
учреждений и органов управления образованием
контрольных функций за качеством образования.
Актуальные направления модернизации
педагогического образования.
Развитие государственно-общественных форм
управления образовательным учреждением.
О повышении роли воспитания в процессе
образования (в плане реализации решения коллегии
от 25.12.2001 № 19/2 «Об итогах развития воспитания в
системе образования России на 1999–2001 годы и об
основных направлениях развития воспитания в
системе образования на 2002–2004 годы» и в
соответствии с Концепцией модернизации
российского образования на период до 2010 года).
Создание условий для развития воспитательных
систем в образовательных учреждениях на основе
традиционного опыта воспитания, этнопедагогики.
Участие во II Всероссийском конкурсе
воспитательных систем образовательных
учреждений.
О деятельности классного руководителя в
современных условиях.
О развитии различных форм родительского
всеобуча в образовательных учреждениях.
О роли дополнительного образования детей в
развитии творческих способностей ребенка.
Развитие системы дополнительного образования
детей на основе реализации Межведомственной
программы развития системы дополнительного
образования детей в России на 2001–2005 годы.
Психолого-педагогическое обеспечение
воспитательной среды образовательного
учреждения.
Организация каникулярного времени обучающихся в
целях их воспитания, развития и социализации.
Итоги и проблемы организации летнего отдыха
детей и подростков.
Традиции православной педагогики и педагогика
других конфессий России.
Влияние проведения ЕГЭ – новой формы
государственной (итоговой) аттестации и
организации приема в образовательные учреждения
высшего и среднего профессионального
образования на совершенствование учебного
процесса и содержание общего и
профессионального образования.
Рекомендации для методических
объединений
Дошкольное образование
Модернизация дошкольного образования в
контексте реализации Концепции модернизации
российского образования.
Повышение доступности дошкольного образования,
адресная поддержка малообеспеченных семей.
Развитие новых, экономически эффективных форм
дошкольного образования.
Достижение нового современного качества
дошкольного образования:
системный подход в формировании здоровья и
развития ребенка; оптимизация социально-оздоровительных
технологий для различных видов ДОУ;
приобщение детей дошкольного возраста к
традиционным ценностям как к основе духовно-нравственного
и патриотического воспитания дошкольников; к
национальным традициям, позитивно влияющим на
этнокультурные отношения народов России;
организация жизнедеятельности детей раннего
возраста в условиях общественного воспитания;
организация и содержание коррекционно-педагогической
помощи общественного воспитания;
организация и содержание коррекционно-педагогической
помощи воспитанникам ДОУ;
обеспечение преемственности дошкольного и
начального общего образования. Внедрение новых
образовательных программ непрерывного
образования;
игрушка как важнейшее средство воспитания и
обучения детей. Система психолого-педагогической
экспертизы детских игр и игрушек.
Совершенствование структуры и механизмов
финансирования дошкольного образования.
Состояние предметно-развивающей среды в
дошкольных образовательных учреждениях. Пути ее
совершенствования.
Формирование педагогического корпуса
дошкольной ступени образования,
соответствующего современным запросам
населения. Система методической работы с кадрами,
обеспечивающая формирование новой позиции
педагога в работе с детьми и их родителями.
Инновационные подходы во взаимодействии ДОУ с
семьей, социальным окружением: функционирование
семейных игротек, библиотек, фонотек, школ
молодых родителей и др.
Начальное образование
Основные направления модернизации начального
образования.
Здоровьесберегающие технологии в учебном
процессе начальной школы.
Личностно-ориентированное обучение как одно из
средств устранения перегрузки младших
школьников.
Проблемы преемственности между начальной и
основной школой в условиях вариативности систем
образования.
Организация учителем системы мер по созданию
психологического комфорта младших школьников на
уроке.
Организация формы построения 35-минутного урока в
начальной школе.
Единая «оценочная политика»
общеобразовательного учреждения в условиях
безотметочного обучения в начальной школе (из
опыта работы).
Организация информационной среды при обучении
информатике в начальной школе (с использованием
и без использования компьютера) как
перспективное направление модернизации
начального образования.
Изучение иностранного языка как одно из
приоритетных возможностей развития личности
младшего школьника и формирования готовности к
межнациональному и межкультурному
сотрудничеству.
Современные задачи школы и семьи в воспитании
младшего школьника.
Воспитание младших школьников средствами
учебных предметов.
Основное и среднее (полное) общее
образование
Оценка качества подготовки выпускников основной
и средней (полной) школы.
Качество подготовки выпускников средней (полной)
общеобразовательной школы (по результатам
эксперимента по единому государственному
экзамену).
Опыт использования учебных компьютерных
программ.
Психолого-педагогический аспект личностно-ориентированного
обучения.
Проблемы адаптации обучающихся при переходе на
ступень основного и среднего (полного) общего
образования.
Основные особенности проекта федерального
компонента государственного образовательного
стандарта общего образования.
Предпрофильная подготовка учащихся 9-х классов
общеобразовательных учреждений.
О сопряжении федерального и регионального (национально-регионального)
компонентов в содержании общего образования.
Воспитательный потенциал содержания учебных
предметов.
Опыт использования новых учебно-методических
комплектов.
Анализ результатов экспериментального
преподавания учебных дисциплин в профильных
классах в 2002/03 учебном году.
Русский язык
Новое содержание образования по русскому языку,
проблемы создания программ и учебников для
основной и старшей школы.
Проблема повышения грамотности школьников в
современных условиях.
Усиление речевой направленности курса русского
языка.
Особенности преподавания русского языка детям
беженцев и вынужденных переселенцев.
Опыт преподавания риторики и словесности в школе.
Роль родного языка в развитии и воспитании
личности.
Лингвистическое краеведение в школе: опыт работы.
Развитие видов речевой деятельности (чтения,
письма, говорения, слушания) на уроках русского
языка.
Литература
Современные подходы к преподаванию литературы.
Проблема проведения государственной (итоговой)
аттестации выпускников 11 классов по литературе.
Изучение современной литературы в школе.
Читательские интересы школьников и проблема
формирования культуры чтения.
Иностранный язык
Развитие умений и навыков письма и речи на
иностранном языке.
Использование современных информационных
технологий на уроках иностранного языка.
Компетентностный подход при обучении
иностранным языкам.
Организация контроля знаний и умений учащихся с
использованием «Языкового портфеля».
История и обществознание
Использование информационных технологий в
историческом образовании.
Проблемно-теоретический подход в изучении
истории в старшей школе.
Дискуссии как методический прием в преподавании
истории.
Новые учебники по новейшей отечественной
истории (новые концептуальные подходы,
методический аппарат).
Современные подходы к изучению истории Великой
Отечественной войны в курсе истории.
Формирование ключевых социальных компетенций в
курсах граждановедения и обществоведения.
Усиление роли социально-экономического и
правового образования в общеобразовательных
учреждениях.
Организация воспитательной деятельности по
ознакомлению с государственной символикой.
Система гражданского образования учащихся
общеобразовательных учреждений Российской
Федерации.
Экономика
Роль экономического образования в социализации
учащихся.
Усиление практической направленности в изучении
курса экономики: организация практикумов,
деловых и компьютерных игр, конкурсов, олимпиад.
Учебно-методическое обеспечение преподавания
курса экономики на старшей ступени общего
образования (социально-экономический профиль).
География
Комплексно-страноведческий подход к изучению
школьного курса географии: проблемы и
перспективы.
Региональный компонент в школьном курсе
географии как обязательное условие формирования
геоэкологической культуры обучающихся.
Деятельностный подход в обучении географии: его
значение в формировании прикладной
направленности предмета.
Искусство
Современные подходы к преподаванию искусства
как важного средства формирования личности
школьника.
Опыт преподавания МХК в современной школе.
Развитие творческих способностей обучающихся на
уроках музыки, изобразительного искусства.
Основы безопасности жизнедеятельности
Формирование здорового образа жизни обучающихся
на уроках ОБЖ.
Патриотическое воспитание, военно-профессиональная
ориентация на уроках ОБЖ – составная часть
подготовки обучающихся общеобразовательных
учреждений к военной службе.
Профилактика асоциальных явлений среди
несовершеннолетних на уроках ОБЖ.
Формирование навыков безопасного поведения в
чрезвычайных ситуациях природного и
техногенного характера.
Физическая культура
О роли физической культуры в формировании
здорового образа жизни обучающихся
общеобразовательных учреждений.
О задачах общеобразовательных учреждений по
увеличению оздоровительно-спортивной
двигательной активности учащихся.
О создании условий для введения третьего (дополнительного)
урока по физической культуре для всех ступеней
общеобразовательной школы.
Особенности организации физической культуры для
учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к
специальной медицинской группе.
Математика
Применение информационных и коммуникационных
технологий в преподавании математики.
Изучение вероятностно-статистического
материала как средства социализации учащихся и
адаптации к реальной жизни. Из опыта
преподавания вероятности и статистики в
основной школе.
Современный взгляд на роль вычислений в курсе
математики основной и старшей школы.
Организация исследовательской деятельности при
обучении математике в основной и старшей школе.
Информатика
Модели обучения информатике в начальной школе.
Формирование компетенций учащихся в области
информационных и коммуникационных технологий в
процессе преподавания информатики в основной и
старшей школе.
Опыт использования электронных учебных пособий,
учебных материалов Интернета при обучении
информатике.
Естественно-научные дисциплины
Усиление практической направленности в процессе
обучения химии, физике, биологии.
Формирование научной картины мира при обучении
предметам естественно-научного цикла.
Роль естественно-научных дисциплин в
экологическом воспитании и образовании учащихся.
Технология
Профессиональная ориентация в
общеобразовательных учреждениях.
Преподавание предметов образовательной области
«Технология» на основе сочетания различных
методов обучения и современных педагогических
технологий. Обеспеченность образовательной
области «Технология» программно-методическими
материалами.
Роль межшкольных учебных комбинатов в создании
условий для преподавания «Технологии»,
организации профессиональной ориентации
молодежи.
Библиотеки общеобразовательных учреждений
Развитие информационной системы учебного
книгоиздания.
Совершенствование инфраструктуры учебного
книгообеспечения в условиях модернизации
образования.
Проблемы комплектования школьных библиотек и
медиатек общеобразовательных учреждений.
Диагностика обеспечения образовательного
процесса учебно-методической литературой.
Взаимодействие библиотек образовательных
учреждений и библиотек других ведомств.
Система обеспечения общеобразовательных
учреждений Российской Федерации учебными
изданиями.
Положение о библиотеке общеобразовательных
учреждений: обсуждение проектов.
Задачи и функции современной школьной
библиотеки (информационная, образовательная,
развивающая, досуговая).
Роль школьной библиотеки в обеспечении
образовательного процесса школы и ее ресурсы.
Социально-педагогическая поддержка детей и
реабилитационная работа
О мерах по организации подготовки,
переподготовки и повышения квалификации кадров,
осуществляющих воспитательную, психолого-педагогическую
и социально-педагогическую работу в
образовательных учреждениях.
«О состоянии работы органов управления
образованием субъектов Российской Федерации,
органов опеки и попечительства по устройству
детей, оставшихся без попечения родителей, на
воспитание в семьи».
Организация работы по предупреждению
злоупотребления наркотиками и иными
психоактивными веществами, их незаконного
оборота в образовательных учреждениях (в
соответствии с приказом Минобразования России
от 05.02.2002 № 330 «О реализации решения коллегии
Минобразования России от 15.01.2002 № 1»).
Совершенствование деятельности образовательных
учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей, образовательных школ-интернатов,
кадетских школ (кадетских школ-интернатов).
О деятельности специальных учебно-воспитательных
учреждений закрытого и открытого типа, мерах по
развитию сети указанных учреждений,
межведомственном взаимодействии в решении
вопросов комплектования специальных учебно-воспитательных
учреждений закрытого типа (в соответствии с
решением Межведомственной комиссии по делам
несовершеннолетних при Правительстве
Российской Федерации по вопросу «О расширении
сети специальных учебно-воспитательных
учреждений закрытого и открытого типа, повышении
их роли в индивидуальной профилактической
работе с несовершеннолетними» от 24.09.2001 № 3).
Создание системы постинтернатной адаптации
выпускников образовательных интернатных
учреждений, несовершеннолетних, выпущенных из
воспитательных колоний.
Специальное образование
Профессиональное обучение лиц с ограниченными
возможностями здоровья – главная составляющая
их социальной адаптации.
Формы организации и методика интегрированного
обучения детей с ограниченными возможностями
здоровья в общеобразовательных учреждениях.
Организация обучения детей со сложной
структурой дефекта.
Психологические индивидуально-ориентированные
профилактические и коррекционно-развивающие
программы и технологии в образовании.
Организация и управление деятельностью службы
практической психологии образования на
современном этапе.
Программно-целевой подход в решении проблем
сохранения здоровья обучающихся, воспитанников.
Взаимодействие органов и управлений образования
и здравоохранения по вопросам сохранения и
укрепления здоровья обучающихся, воспитанников.
Среда образовательного учреждения – состояние
здоровья обучающихся.
Начальное профессиональное образование
Укрепление и модернизация материально-технической
базы и инфраструктуры образовательных
учреждений начального профессионального
образования.
Обеспечение качественных изменений во
взаимодействии регионов и Минобразования России
в вопросах функционирования и развития
начального профессионального образования.
Оптимизация Перечня профессий начального
профессионального образования, по которым
осуществляется подготовка кадров.
Информатизация образования и оптимизация
методов обучения.
Обеспечение участия работодателей и других
социальных партнеров в решении проблем
начального профессионального образования.
Формирование условий для непрерывного
профессионального роста педагогических кадров.
Реформирование системы управления начальным
профессиональным образованием.
Личностно-деятельный подход как основа
организации образовательного процесса в
учреждениях начального профессионального
образования.
Практические и организационно-методические
основы начального профессионального
образования и профессиональной подготовки
осужденных в местах лишения свободы.
Дополнительное образование детей
Дополнительное образование детей: опыт, проблемы,
перспективы.
Развитие образовательного процесса в учреждении
дополнительного образования детей. Обновление
программно-методического обеспечения. Опыт
создания дополнительных образовательных
программ различной направленности.
Оценка результативности и качества деятельности
учреждения дополнительного образования детей.
Организация дополнительного образования детей в
общеобразовательном учреждении – эффективный
путь повышения воспитывающего потенциала
образовательного учреждения.
Взаимодействие органов и учреждений образования
с заинтересованными ведомствами и организациями
(культуры, науки, спорта и др.): совместные
программы и проекты в области воспитания и
дополнительного образования детей.
Развитие творческого потенциала ребенка в
системе дополнительного образования детей.
Создание условий для личностного развития детей.
Опыт взаимодействия педагогов, детей и родителей
в образовательных учреждениях.
Проблема подготовки и повышения квалификации
кадров для дополнительного образования детей.
Пути ее решения.
Создание региональной системы повышения
квалификации педагогических и руководящих
кадров учреждений дополнительного образования
детей.
Опыт введения образовательными учреждениями
должностей: педагог дополнительного образования,
социальный педагог, педагог-организатор, педагог-психолог,
классный воспитатель.
Опыт участия учреждений дополнительного
образования детей субъекта Российской Федерации
во всероссийских мероприятиях.
Организация работы учреждений дополнительного
образования детей в условиях многоканального
финансирования.
Формирование здорового образа жизни – основа
предупреждения негативных проявлений в среде
обучающихся.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|