Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №56/2003

Первая тетрадь. Политика образования

ДОКУМЕНТЫ

Органы управления образованием
субъектов Российской Федерации
16 июня 2003 года №13-51-129/13

О тематике августовских педагогических совещаний
работников образования в 2003 году

Министерство образования Российской Федерации предлагает на августовских педагогических совещаниях работников образования в 2003 году обсудить следующие документы и актуальные проблемы.

1. Федеральные документы:
программа модернизации педагогического образования (приказ Минобразования России от 01.04.2003 № 1313 “О программе модернизации педагогического образования”);
концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования (приказ Минобразования России от 18.07.2002 № 2783);
Положение о проведении единого государственного экзамена (приказ Минобразования России от 09.04.2002 № 1306) (для регионов, не участвующих в эксперименте по проведению единого государственного экзамена);
приказ Минобразования России от 29.10.2002 № 3767 “Об итогах проведения эксперимента по введению единого государственного экзамена в 2002 году и задачах эксперимента на 2003 год”;
план работы Министерства образования Российской Федерации на 2003/04 учебный год;
Итоговый документ выездных совещаний руководителей органов управления образованием и по делам молодежи и руководителей образовательных учреждений субъектов Российской Федерации в федеральных округах (распоряжение Минобразования России от 22.05.2003 № 615-22);
проект положения о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений.

2. Пути развития региональных систем образования:
информатизация региональных систем образования;
перспективы и проблемы введения эксперимента по проведению единого государственного экзамена; достижение целей введения единого государственного экзамена (ЕГЭ) с точки зрения повышения доступности профессионального образования;
результаты мониторинга эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования и определение пути его развития в новом учебном году;
межведомственное взаимодействие в решении проблем профилактики беспризорности, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; организация работы по выявлению и учету несовершеннолетних, не посещающих или пропускающих по неуважительным причинам занятия в образовательных учреждениях, в целях обеспечения обязательного основного общего образования (в том числе – по результатам проведенного в 2002 году единовременного учета детей 7–15 лет, не обучающихся в образовательных учреждениях);
разработка и реализация региональных программ развития воспитания в системе образования;
образование как фактор регионального развития;
региональные программы развития сельской школы;
системы управления образованием; государственно-общественное управление образованием;
организация сетевого взаимодействия образовательных учреждений.

3. Опыт работы муниципальных органов управления образованием, общеобразовательных учреждений, учреждений дополнительного образования, дошкольных образовательных учреждений по следующим направлениям:
эксперимент по совершенствованию структуры и содержания общего образования в общеобразовательных учреждениях;
эксперимент по реструктурированию сети общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности;
создание попечительских советов общеобразовательных учреждений;
воспитательная работа в образовательных учреждениях, поиск современных форм взаимодействия учреждений образования с детскими и молодежными организациями и объединениями, создание в образовательных учреждениях структур самоуправления учащихся, детских и молодежных организаций;
использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе;
развитие новых форм дошкольного образования на основе кратковременного пребывания детей в дошкольном общеобразовательном учреждении (ДОУ);
опыт организации повышения квалификации руководителей и специалистов органов управления образованием и образовательных учреждений;
вопросы введения новых предметов в начальной школе;
система оценивания знаний обучающихся в условиях безотметочного обучения в начальной школе;
организация информационно-просветительской работы с родителями (законными представителями) несовершеннолетних, оказании им помощи в воспитании детей;
организация деятельности по устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, отданных на воспитание в семьи граждан (усыновление, опека (попечительство), приемные, патронатные семьи и т.д.) (в соответствии с решением коллегии от 21.01.2003 № 1);
содержание, деятельность и формы организации службы практической психологии в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации;
социальное партнерство, сотрудничество и инвестиции в сфере образования;
способы взаимодействия государственных и муниципальных управленческих структур сферы образования с общественными, промышленными и финансовыми институтами;
проектирование развития дополнительного образования детей в образовательной системе региона (муниципалитета);
проблемы становления и развития региональной системы дополнительного образования детей (управленческий аспект);
новые подходы к содержанию и организации непрерывного образования;
проблемы интеграции общего и дополнительного образования детей;
повышение воспитательного потенциала урока – важнейшее условие организации эффективного воспитательного процесса в общеобразовательном учреждении;
предоставление дополнительных платных образовательных услуг;
создание условий для организации работы с детьми и подростками по месту их жительства, воспитательного пространства микрорайона, малых городов, сельской местности на основе взаимодействия с другими социальными институтами воспитания, общественными организациями, ведомствами;
совершенствование физического воспитания в общеобразовательных учреждениях.

Министерство образования Российской Федерации рекомендует в рамках августовских педагогических совещаний организовать «круглые столы», консультативные пункты по нормативно-правовой базе функционирования системы общего образования:
государственная (итоговая) аттестация выпускников общеобразовательных учреждений;
перспективы использования результатов ЕГЭ в мониторинге общего и профессионального образования, возможности использования подходов ЕГЭ для системы аттестации образовательных учреждений;
результаты опросов общественного мнения и общественного наблюдения по проведению ЕГЭ;
совершенствование технологии проведения ЕГЭ, структуры и содержания контрольных измерительных материалов; организационное и нормативно-правовое регулирование проведения ЕГЭ;
аттестация и государственная аккредитация образовательных учреждений;
аттестация педагогических работников образовательных учреждений;
правовые основы создания внебюджетных фондов развития образования;
правовые основы функционирования попечительских советов общеобразовательных учреждений;
основы законодательства о защите прав потребителей;
правовые основы функционирования общеобразовательных учреждений;
проблемы социальной защиты работников образования;
обсуждение нового Трудового кодекса Российской Федерации;
соблюдение законодательства Российской Федерации в части защиты прав участников образовательного процесса;
соблюдение Федерального закона “Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушениях несовершеннолетних”;
изменения в нормативно-правовой базе законодательства Российской Федерации в области образования за 2002–2003 годы;
проблемы взаимодействия и преемственности общего среднего, дополнительного и профессионального образования.

Важнейшей задачей органов управления образованием при проведении августовских педагогических совещаний является организация встреч представителей органов исполнительной и законодательной власти соответствующего уровня с педагогическими работниками, взаимодействие с вышестоящими органами управления образованием, с учреждениями повышения квалификации педагогических работников, методическими службами, привлечение к освещению работы педагогических совещаний и конференций средств массовой информации.
Дополнительно Минобразования России направляет возможную тематику августовских педагогических совещаний для обсуждения на предметных секциях и заседаниях методических объединений.

В. ФИЛИППОВ
Приложение к письму от 16.06.2003 №13-51-129/13

Тематика августовских педагогических совещаний

Общие проблемы развития образования

Актуализация содержания внеурочной работы в общеобразовательных учреждениях различных видов.
Создание воспитательных систем в образовательных учреждениях.
Духовно-нравственное, патриотическое и гражданское воспитание обучающихся в образовательных учреждениях.
Социально-педагогические основы самоуправления в образовательных учреждениях. Повышение роли школьных библиотек в духовно-нравственном становлении личности обучающихся.
Практика взаимодействия классного руководителя, классного воспитателя, психолога, педагога-организатора, социального педагога, педагога дополнительного образования по созданию необходимых условий для нравственного воспитания и личностного развития.
Автономность образовательных учреждений и реализация руководством образовательных учреждений и органов управления образованием контрольных функций за качеством образования.
Актуальные направления модернизации педагогического образования.
Развитие государственно-общественных форм управления образовательным учреждением.
О повышении роли воспитания в процессе образования (в плане реализации решения коллегии от 25.12.2001 № 19/2 «Об итогах развития воспитания в системе образования России на 1999–2001 годы и об основных направлениях развития воспитания в системе образования на 2002–2004 годы» и в соответствии с Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года).
Создание условий для развития воспитательных систем в образовательных учреждениях на основе традиционного опыта воспитания, этнопедагогики. Участие во II Всероссийском конкурсе воспитательных систем образовательных учреждений.
О деятельности классного руководителя в современных условиях.
О развитии различных форм родительского всеобуча в образовательных учреждениях.
О роли дополнительного образования детей в развитии творческих способностей ребенка.
Развитие системы дополнительного образования детей на основе реализации Межведомственной программы развития системы дополнительного образования детей в России на 2001–2005 годы.
Психолого-педагогическое обеспечение воспитательной среды образовательного учреждения.
Организация каникулярного времени обучающихся в целях их воспитания, развития и социализации.
Итоги и проблемы организации летнего отдыха детей и подростков.
Традиции православной педагогики и педагогика других конфессий России.
Влияние проведения ЕГЭ – новой формы государственной (итоговой) аттестации и организации приема в образовательные учреждения высшего и среднего профессионального образования на совершенствование учебного процесса и содержание общего и профессионального образования.

Рекомендации для методических объединений

Дошкольное образование
Модернизация дошкольного образования в контексте реализации Концепции модернизации российского образования.
Повышение доступности дошкольного образования, адресная поддержка малообеспеченных семей. Развитие новых, экономически эффективных форм дошкольного образования.
Достижение нового современного качества дошкольного образования:
системный подход в формировании здоровья и развития ребенка; оптимизация социально-оздоровительных технологий для различных видов ДОУ;
приобщение детей дошкольного возраста к традиционным ценностям как к основе духовно-нравственного и патриотического воспитания дошкольников; к национальным традициям, позитивно влияющим на этнокультурные отношения народов России;
организация жизнедеятельности детей раннего возраста в условиях общественного воспитания;
организация и содержание коррекционно-педагогической помощи общественного воспитания;
организация и содержание коррекционно-педагогической помощи воспитанникам ДОУ;
обеспечение преемственности дошкольного и начального общего образования. Внедрение новых образовательных программ непрерывного образования;
игрушка как важнейшее средство воспитания и обучения детей. Система психолого-педагогической экспертизы детских игр и игрушек.
Совершенствование структуры и механизмов финансирования дошкольного образования.
Состояние предметно-развивающей среды в дошкольных образовательных учреждениях. Пути ее совершенствования.
Формирование педагогического корпуса дошкольной ступени образования, соответствующего современным запросам населения. Система методической работы с кадрами, обеспечивающая формирование новой позиции педагога в работе с детьми и их родителями.
Инновационные подходы во взаимодействии ДОУ с семьей, социальным окружением: функционирование семейных игротек, библиотек, фонотек, школ молодых родителей и др.

Начальное образование

Основные направления модернизации начального образования.
Здоровьесберегающие технологии в учебном процессе начальной школы.
Личностно-ориентированное обучение как одно из средств устранения перегрузки младших школьников.
Проблемы преемственности между начальной и основной школой в условиях вариативности систем образования.
Организация учителем системы мер по созданию психологического комфорта младших школьников на уроке.
Организация формы построения 35-минутного урока в начальной школе.
Единая «оценочная политика» общеобразовательного учреждения в условиях безотметочного обучения в начальной школе (из опыта работы).
Организация информационной среды при обучении информатике в начальной школе (с использованием и без использования компьютера) как перспективное направление модернизации начального образования.
Изучение иностранного языка как одно из приоритетных возможностей развития личности младшего школьника и формирования готовности к межнациональному и межкультурному сотрудничеству.
Современные задачи школы и семьи в воспитании младшего школьника.
Воспитание младших школьников средствами учебных предметов.

Основное и среднее (полное) общее образование

Оценка качества подготовки выпускников основной и средней (полной) школы.
Качество подготовки выпускников средней (полной) общеобразовательной школы (по результатам эксперимента по единому государственному экзамену).
Опыт использования учебных компьютерных программ.
Психолого-педагогический аспект личностно-ориентированного обучения.
Проблемы адаптации обучающихся при переходе на ступень основного и среднего (полного) общего образования.
Основные особенности проекта федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования.
Предпрофильная подготовка учащихся 9-х классов общеобразовательных учреждений.
О сопряжении федерального и регионального (национально-регионального) компонентов в содержании общего образования.
Воспитательный потенциал содержания учебных предметов.
Опыт использования новых учебно-методических комплектов.
Анализ результатов экспериментального преподавания учебных дисциплин в профильных классах в 2002/03 учебном году.

Русский язык
Новое содержание образования по русскому языку, проблемы создания программ и учебников для основной и старшей школы.
Проблема повышения грамотности школьников в современных условиях.
Усиление речевой направленности курса русского языка.
Особенности преподавания русского языка детям беженцев и вынужденных переселенцев.
Опыт преподавания риторики и словесности в школе.
Роль родного языка в развитии и воспитании личности.
Лингвистическое краеведение в школе: опыт работы.
Развитие видов речевой деятельности (чтения, письма, говорения, слушания) на уроках русского языка.

Литература
Современные подходы к преподаванию литературы.
Проблема проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников 11 классов по литературе.
Изучение современной литературы в школе.
Читательские интересы школьников и проблема формирования культуры чтения.

Иностранный язык
Развитие умений и навыков письма и речи на иностранном языке.
Использование современных информационных технологий на уроках иностранного языка.
Компетентностный подход при обучении иностранным языкам.
Организация контроля знаний и умений учащихся с использованием «Языкового портфеля».

История и обществознание
Использование информационных технологий в историческом образовании.
Проблемно-теоретический подход в изучении истории в старшей школе.
Дискуссии как методический прием в преподавании истории.
Новые учебники по новейшей отечественной истории (новые концептуальные подходы, методический аппарат).
Современные подходы к изучению истории Великой Отечественной войны в курсе истории.
Формирование ключевых социальных компетенций в курсах граждановедения и обществоведения.
Усиление роли социально-экономического и правового образования в общеобразовательных учреждениях.
Организация воспитательной деятельности по ознакомлению с государственной символикой.
Система гражданского образования учащихся общеобразовательных учреждений Российской Федерации.

Экономика
Роль экономического образования в социализации учащихся.
Усиление практической направленности в изучении курса экономики: организация практикумов, деловых и компьютерных игр, конкурсов, олимпиад.
Учебно-методическое обеспечение преподавания курса экономики на старшей ступени общего образования (социально-экономический профиль).

География
Комплексно-страноведческий подход к изучению школьного курса географии: проблемы и перспективы.
Региональный компонент в школьном курсе географии как обязательное условие формирования геоэкологической культуры обучающихся.
Деятельностный подход в обучении географии: его значение в формировании прикладной направленности предмета.

Искусство
Современные подходы к преподаванию искусства как важного средства формирования личности школьника.
Опыт преподавания МХК в современной школе.
Развитие творческих способностей обучающихся на уроках музыки, изобразительного искусства.

Основы безопасности жизнедеятельности
Формирование здорового образа жизни обучающихся на уроках ОБЖ.
Патриотическое воспитание, военно-профессиональная ориентация на уроках ОБЖ – составная часть подготовки обучающихся общеобразовательных учреждений к военной службе.
Профилактика асоциальных явлений среди несовершеннолетних на уроках ОБЖ.
Формирование навыков безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.

Физическая культура
О роли физической культуры в формировании здорового образа жизни обучающихся общеобразовательных учреждений.
О задачах общеобразовательных учреждений по увеличению оздоровительно-спортивной двигательной активности учащихся.
О создании условий для введения третьего (дополнительного) урока по физической культуре для всех ступеней общеобразовательной школы.
Особенности организации физической культуры для учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе.

Математика
Применение информационных и коммуникационных технологий в преподавании математики.
Изучение вероятностно-статистического материала как средства социализации учащихся и адаптации к реальной жизни. Из опыта преподавания вероятности и статистики в основной школе.
Современный взгляд на роль вычислений в курсе математики основной и старшей школы.
Организация исследовательской деятельности при обучении математике в основной и старшей школе.

Информатика
Модели обучения информатике в начальной школе.
Формирование компетенций учащихся в области информационных и коммуникационных технологий в процессе преподавания информатики в основной и старшей школе.
Опыт использования электронных учебных пособий, учебных материалов Интернета при обучении информатике.

Естественно-научные дисциплины
Усиление практической направленности в процессе обучения химии, физике, биологии.
Формирование научной картины мира при обучении предметам естественно-научного цикла.
Роль естественно-научных дисциплин в экологическом воспитании и образовании учащихся.

Технология
Профессиональная ориентация в общеобразовательных учреждениях.
Преподавание предметов образовательной области «Технология» на основе сочетания различных методов обучения и современных педагогических технологий. Обеспеченность образовательной области «Технология» программно-методическими материалами.
Роль межшкольных учебных комбинатов в создании условий для преподавания «Технологии», организации профессиональной ориентации молодежи.

Библиотеки общеобразовательных учреждений

Развитие информационной системы учебного книгоиздания.
Совершенствование инфраструктуры учебного книгообеспечения в условиях модернизации образования.
Проблемы комплектования школьных библиотек и медиатек общеобразовательных учреждений.
Диагностика обеспечения образовательного процесса учебно-методической литературой.
Взаимодействие библиотек образовательных учреждений и библиотек других ведомств.
Система обеспечения общеобразовательных учреждений Российской Федерации учебными изданиями.
Положение о библиотеке общеобразовательных учреждений: обсуждение проектов.
Задачи и функции современной школьной библиотеки (информационная, образовательная, развивающая, досуговая).
Роль школьной библиотеки в обеспечении образовательного процесса школы и ее ресурсы.

Социально-педагогическая поддержка детей и реабилитационная работа

О мерах по организации подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, осуществляющих воспитательную, психолого-педагогическую и социально-педагогическую работу в образовательных учреждениях.
«О состоянии работы органов управления образованием субъектов Российской Федерации, органов опеки и попечительства по устройству детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи».
Организация работы по предупреждению злоупотребления наркотиками и иными психоактивными веществами, их незаконного оборота в образовательных учреждениях (в соответствии с приказом Минобразования России от 05.02.2002 № 330 «О реализации решения коллегии Минобразования России от 15.01.2002 № 1»).
Совершенствование деятельности образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, образовательных школ-интернатов, кадетских школ (кадетских школ-интернатов).
О деятельности специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого и открытого типа, мерах по развитию сети указанных учреждений, межведомственном взаимодействии в решении вопросов комплектования специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа (в соответствии с решением Межведомственной комиссии по делам несовершеннолетних при Правительстве Российской Федерации по вопросу «О расширении сети специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого и открытого типа, повышении их роли в индивидуальной профилактической работе с несовершеннолетними» от 24.09.2001 № 3).
Создание системы постинтернатной адаптации выпускников образовательных интернатных учреждений, несовершеннолетних, выпущенных из воспитательных колоний.

Специальное образование

Профессиональное обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья – главная составляющая их социальной адаптации.
Формы организации и методика интегрированного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях.
Организация обучения детей со сложной структурой дефекта.
Психологические индивидуально-ориентированные профилактические и коррекционно-развивающие программы и технологии в образовании.
Организация и управление деятельностью службы практической психологии образования на современном этапе.
Программно-целевой подход в решении проблем сохранения здоровья обучающихся, воспитанников.
Взаимодействие органов и управлений образования и здравоохранения по вопросам сохранения и укрепления здоровья обучающихся, воспитанников.
Среда образовательного учреждения – состояние здоровья обучающихся.

Начальное профессиональное образование

Укрепление и модернизация материально-технической базы и инфраструктуры образовательных учреждений начального профессионального образования.
Обеспечение качественных изменений во взаимодействии регионов и Минобразования России в вопросах функционирования и развития начального профессионального образования.
Оптимизация Перечня профессий начального профессионального образования, по которым осуществляется подготовка кадров.
Информатизация образования и оптимизация методов обучения.
Обеспечение участия работодателей и других социальных партнеров в решении проблем начального профессионального образования.
Формирование условий для непрерывного профессионального роста педагогических кадров.
Реформирование системы управления начальным профессиональным образованием.
Личностно-деятельный подход как основа организации образовательного процесса в учреждениях начального профессионального образования.
Практические и организационно-методические основы начального профессионального образования и профессиональной подготовки осужденных в местах лишения свободы.

Дополнительное образование детей

Дополнительное образование детей: опыт, проблемы, перспективы.
Развитие образовательного процесса в учреждении дополнительного образования детей. Обновление программно-методического обеспечения. Опыт создания дополнительных образовательных программ различной направленности.
Оценка результативности и качества деятельности учреждения дополнительного образования детей.
Организация дополнительного образования детей в общеобразовательном учреждении – эффективный путь повышения воспитывающего потенциала образовательного учреждения.
Взаимодействие органов и учреждений образования с заинтересованными ведомствами и организациями (культуры, науки, спорта и др.): совместные программы и проекты в области воспитания и дополнительного образования детей.
Развитие творческого потенциала ребенка в системе дополнительного образования детей. Создание условий для личностного развития детей.
Опыт взаимодействия педагогов, детей и родителей в образовательных учреждениях.
Проблема подготовки и повышения квалификации кадров для дополнительного образования детей. Пути ее решения.
Создание региональной системы повышения квалификации педагогических и руководящих кадров учреждений дополнительного образования детей.
Опыт введения образовательными учреждениями должностей: педагог дополнительного образования, социальный педагог, педагог-организатор, педагог-психолог, классный воспитатель.
Опыт участия учреждений дополнительного образования детей субъекта Российской Федерации во всероссийских мероприятиях.
Организация работы учреждений дополнительного образования детей в условиях многоканального финансирования.
Формирование здорового образа жизни – основа предупреждения негативных проявлений в среде обучающихся.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru