Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №56/2003

Третья тетрадь. Детный мир

РОДИТЕЛЬСКАЯ ГАЗЕТА
СЕМЕЙНЫЙ КЛУБ В ИНТЕРНЕТЕ

Завяжите мне шнурочек!

Несколько причин, по которым трехлетний мужчина должен одеваться сам

Рита. Мой ребенок (мальчик, три года) никак не хочет одеваться сам. Когда я отказываюсь его одевать, он надувает губки и говорит: “Ты меня не любишь...”. Сами понимаете, что от этих слов я впадаю в ступор. Боюсь проявлять твердость и... начинаю его одевать. Чувствую, что это не совсем верно, но не понимаю, что делать.

Ирина ХОМЕНКО. Рита, мне кажется, что здесь можно обсудить две темы: права родителей и детей и механизм манипуляции.
Хорошо бы объяснить ребенку, что у каждого человека есть права. В том числе и у родителей. Если исходить из этой мысли, то у ребенка всегда есть выбор – либо одеваться самому, либо не идти на прогулку. У родителя тоже есть выбор: либо одевать ребенка, либо не одевать. Почему же интересы ребенка в этой ситуации учитываются, а интересы родителя – нет? Разве это при паритетных отношениях (если мы именно им хотели бы научить детей) возможно?
Мне всегда было непонятно, почему ущемление прав детей – это ужас, а ущемление прав родителей – норма? Разве искать компромисс должна только одна сторона? Или компромисс – это когда хорошо только ребенку?
Как правило, родитель идет на твердые меры тогда, когда все попытки договориться исчерпаны. Почему мы не рассматриваем эту ситуацию (твердое поведение родителя) как защиту от манипуляции?
Лично я не считаю возможным одевать трехлетнего мужчину, а позже содержать тридцатитрехлетнего. Увы, зачастую это вещи взаимосвязанные.
Если ребенок научится получать радость от приложения собственных усилий, то его развитие пойдет по совершенно иному маршруту, нежели развитие человека, выклянчивающего чужую помощь.
Я знаю по опыту, что манипулирование надо пресекать сразу и быстро. (И у взрослых тоже).
Потому что когда ребенок видит, что такой метод вполне успешен, он перестает использовать (искать) в своем арсенале другие, и это существенно ограничивает его развитие – ведь колея бездеятельности уже накатана. Сказал маме: “Ты меня не любишь” – и получил все мгновенно.
К тому же маленький манипулятор начинает пытаться применять этот единственный метод и в общении с другими детьми, и имеет зачастую печальный опыт.
Получается, что родитель целенаправленно толкает ребенка на идею использования других людей для обеспечения своего комфорта – ребенок ждет, что другие, подобно родителям, тоже начнут подстраиваться под него и идти на компромисс. А если не дождется и окажется в изоляции? Не велика ли цена?..
Естественно, у каждого из нас бывают ситуации, когда хочется покапризничать или получить от близких чуть больше внимания. И ничего страшного в этом нет. Однако когда один человек постоянно требует от другого проявления внимания в одностороннем порядке – это, согласитесь, уже определенное мировоззрение.
У Марии Монтессори был чудесный девиз в отношении помощи детям: “Помоги ему это сделать самому”. На мой взгляд, чем больше родители делают что-то за ребенка, тем меньше у ребенка шансов чему-то научиться. А значит, почувствовать себя сильным и взрослым.

По материалам сайта www.inter-pedagogika.ru 
Консультант – Ирина ХОМЕНКО,
к.п.н., доцент кафедры педагогики РГПУ им.А.И.Герцена
Санкт-Петербург

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru