Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №55/2003

Вторая тетрадь. Школьное дело

ПЯТАЯ ЧЕТВЕРТЬ

Лето почти прошло, подходит к концу и сезон летних ученических лагерей. В последнее время среди них все больше становится таких, которые придуманы и организуются слаженными педагогическими или даже детско-взрослыми командами, чьих идей и дел хватает не только на учебный год, но и на лето. Устраивая свою жизнь в лагере, эти коллективы используют педагогические технологии, в основе которых лежат идеи и наработки коммунаров 70-х годов. Часто лагерная смена является продолжением каких-то зимних еще проектов и рождает планы на встречи, которые непременно состоятся после того, как летняя поездка закончится. Кстати, теперь у подобных лагерей есть шанс получить бюджетное финансирование на проведение учебной, творческой, туристической смены или социальной практики. Чтобы это могло случиться с вами на будущий год, нужно подать заявку в органы управления образованием до конца декабря. Самое время подумать!

Овена КОРСУНОВА

Фабрика лидеров, или Шоу-индустрия отдыхает

Школа социального творчества в Верещагине

Еще в июне мы дали обещание побывать в лагере «Школа социального творчества», который вот уже четвертый год работает на территории небольшого городка Верещагино Пермской области, и коротко рассказали о его истории и замысле (смотрите, пожалуйста, № 40/2003). Команда педагогов из пермской гимназии № 3 приезжает сюда вместе со своими ребятами. Открывается сезон, в работе которого участвуют и юные верещагинцы.

– В Верещагине 32% населения – молодежь от 14 до 30 лет. Не обращать на них внимания было бы преступно, – говорит Васса Павловна Тронина, главный специалист по молодежной политике администрации Верещагинского района. – Наши кадры, даже прошедшие переподготовку, не всегда решаются взяться за дело, не имея команды. А вот пермские педагоги – именно команда, грамотная и талантливая.

Уже минимум 14 лет воспитание ребят, которые способны и привыкли нести ответственность за самих себя и за общее дело, – основное направление в работе педагогического коллектива гимназии № 3 г. Перми. Речь идет об ответственности в учебе, в управлении школьной жизнью и в жизни вообще. Из 560 учеников гимназии около двухсот – постоянные члены творческих и лидерских коллективов (ученического парламента, детского объединения «Акварель», лидерских команд классов). Летний лагерь стал здесь продолжением общей работы, тех самых сборов, конференций, походов, которые затягивают учеников и учителей не только самой гимназии, но и других школ города.
– Теперь вот распространились и на Верещагино, – смеются все.

В лагерь тебя возьмут не потому, что ты уже лидер и молодец, а потому, что хочешь им быть и готов стараться. Но стараться придется! Об этом с подателями заявлений задолго до начала смены серьезно беседует руководитель проекта Татьяна Владимировна Новикова (она же завуч гимназии). Обычно 2–3 ребенка заявления забирают. Остальные едут в Верещагино, где вместе с местными ребятами проводят акции в помощь пожилым людям, инвалидам или малышам, показывают спектакли – вариантов много. В этом году ребята из лагеря задавали тон на городском праздновании Дня молодежи. Они не только открыли собственную творческую площадку с играми и конкурсами, но и активно участвовали в работе других, созданных местными общественными организациями и учреждениями дополнительного образования.
– В «Школе социального творчества» невозможно разделить полезные дела и отдых, праздник. Трудовой десант по уборке верещагинских улиц обычно проходит с особым воодушевлением и для многих из нас становится самым запоминающимся событием смены, – говорят ребята.
А психологи из пермской команды считают, что фольклорные игры важны ничуть не меньше, чем оргдеятельностные, просто у каждого вида игр своя задача. Они же (психологи) отказались от идеи заранее запланированных «тренингов». Все специальные упражнения, игры предлагаются только по ситуации, когда в них возникает потребность именно у этой группы детей. К слову сказать, формы деятельности (учения, социальной работы, отдыха) здесь принято обсуждать с самими подростками. Наверное, во многом благодаря этому ребята стали не только знатоками всевозможных игр и конкурсов (широко- и малоизвестных), но и большими их придумщиками.

В лагере вожатых нет. Есть совет командиров. Есть лидеры в отрядах – твои же сверстники. Есть оформители, хозяйственники.
Задача нынешней смены была – разобраться, кто такой лидер. Даже смену назвали «Фабрика лидеров». По правде сказать, педагоги надеялись получить в конечном счете некую универсальную модель, список качеств. Конечно, они предполагали, что ответ возьмется не из головы, а на основе анализа нескольких совместных дел. В первые три дня дела провели (отряды сами решали, как распределить общую работу)… но модели лидера не получили.
Что же произошло?
Анализируя свою деятельность, дети говорили: посмотрите, у меня лучше получается организовать отряд, а у него (у нее) – утешить плачущего (помочь приготовить обед, отрепетировать с другими танец). Учителя и психологи честно сидели ночами и все пытались понять, какая же «модель» скрывается за этими заявлениями. Наконец их осенило: дети обозначили спектр деятельности лидеров. Первым можно быть и в написании сценария, и в приготовлении обеда. Когда это было проговорено, получилось продвинуться дальше – разобраться, что значит быть первым, за каким лидером готов пойти я сам, чего лидеру делать ни в коем случае нельзя. Лидеры в отрядах (лидеры-организаторы) говорят, что самое трудное – быть терпеливым. Терпением они называют умение сдержать гнев, злость, «псих», когда что-то не выходит у тебя самого или у другого, и начать сначала.
Трудно – передать, отдать лидерство.
– Когда твои подопечные сами начинают делать то, в чем ты им помогал, ты думаешь, что они отворачиваются от тебя, чувствуешь себя ненужным. Но нельзя обижаться на них, нужно радоваться и суметь стать их партнером.
Это понимает человек в 16 лет! А всегда ли мы, взрослые – родители, учителя, – можем отдать свое лидерство, свое первенство тем, кто идет за нами?

За эти четыре года кое-что изменилось в самом Верещагине. Второй год действует волонтерский отряд мэра – группа старшеклассников, которые тоже берутся за социальные акции (благотворительность, опросы населения). В апреле прошел I Форум молодежи Верещагинского района.
– Ребята здесь очень цепкие. Для некоторых наша смена становится стартовой площадкой в реализации собственных идей. Например, ребята из Соколова в этом году весь лагерь заставили обсуждать проект музыкального фестиваля для их территории. Даже смету составили.

Пусть у них все получится!


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru