Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №55/2003

Вторая тетрадь. Школьное дело

ПЕДАГОГИКА ПЕРЕЖИВАНИЯ

Композитор Григорий Фрид: “Все в жизни происходит под музыку, даже если мы иногда и не слышим ее”

Уже тридцать восемь лет собираются каждый четверг с октября по апрель в Доме композиторов участники Московского молодежного музыкального клуба. Когда в шестьдесят пятом клуб впервые открыл свои двери для молодежи, стремившейся не только слушать и исполнять серьезную, классическую музыку, но и обсуждать проблемы творчества и самой жизни, никто и не предполагал, на сколько лет продлится этот разговор. Это было необычно, свежо, ново – обмен мыслями без заранее утвержденного сверху сценария встреч. И конечно, участники диалогов не могли обойти вниманием педагогику искусства, с увлечением рассуждали о способах и средствах воспитания детей при помощи музыки. Сегодняшний состав клуба другой – другие времена. Но бессменный его руководитель и ведущий вечеров московский композитор Григорий Самуилович Фрид по-прежнему приглашает задуматься: что есть музыка в жизни маленького ребенка? Насколько важно думать об этом, когда мы говорим о преимуществе воспитания сердца перед всеми другими путями педагогики?

На музыку часто смотрят как на источник удовольствия, развлечений. В действительности же она гораздо более глубока и способна отражать самые тонкие душевные движения человека. В идеале любого ребенка надо обучать музыке, впрочем, так же как живописи и поэзии, чтобы помочь ему познать мир и себя самого. Музыка – это единственное непредметное искусство, позволяющее человеку удовлетворить жажду идеального. Однако объяснить, что и как происходит в душе человека, слушающего музыку, на мой взгляд, логическим образом совершенно невозможно. Как получается, что мелодии сохраняют и передают самые сложные душевные движения человека, – этого не знают даже самые серьезные музыканты. Очевидно лишь, что люди, слушающие и не слушающие серьезную музыку, сильно отличаются друг от друга.
Мне кажется, очень важно как можно раньше погрузить ребенка в этот мир, чтобы в него вошло нечто, что живет в музыке, которую мы называем великой, гениальной, прекрасной. Для маленького ребенка добро и красота – синонимы. И красивая музыка (кстати, необязательно спокойная и веселая, но и тревожная, волнующая) поможет ему незаметно для себя выработать этические и эстетические критерии отношения к жизни, поможет войти в некий идеальный мир и сохранить себя с его помощью в моменты житейских испытаний.
Музыка порождает желание представлять, воображать, она разговаривает с нами на языке чувств, что очень близко всякому ребенку. И детская душа отзывается на стройные, гармоничные мелодии. Кроме того, музыка обладает памятью, она помогает ребенку запоминать себя. Скажем, вам когда-то нравились пьесы из “Детского альбома” Чайковского, вы часто их слушали, и этот период времени совпал с серьезными потрясениями в вашей семье. Прошли годы. И вдруг, услышав эту музыку снова, вы ясно вспоминаете не только бывшие тогда события, но и ваше душевное состояние того момента. Означает ли это, что, если нам важно сохранить в душе ребенка яркое воспоминание, стоит специально использовать музыку? Совсем нет. Все в нашей жизни происходит под музыку, хотя иногда мы и не слышим ее. У каждого человека своя музыка жизни, он сам подобен музыкальному инструменту.

Как вводить ребенка в мир музыки? Есть путь профессионального постижения законов музыки. Но такое знание ребенку вряд ли подходит. Он музыку чувствует, он, как кораблик, плывет в звуковом потоке и совершенно спонтанно высказывает своим наивным языком возникшие чувства и представления. Что ему совершенно необходимо, так это привычка к слушанию. Ведь музыкальный язык – один из многих языков мира, чтобы его понимать, надо вслушиваться, обладать некоторым “словарным запасом”. Причем я не имею в виду здесь профессиональное обучение исполнительскому мастерству, а именно частое слушание дисков, кассет, живого звучания мелодий. Ведь мы с вами говорим о любом ребенке, всяком ребенке, который нуждается в воспитании настоящей, серьезной музыкой, хотя и не собирается быть музыкантом.
Один вид музыкальных инструментов – блестящей флейты, изящной скрипки, похожей на улитку валторны, арфы с разноцветными струнами – способен очаровать и воодушевить малыша с его поэтическим видением мира. А если рассказывать детям сказки о музыкальных инструментах, о великих музыкантах, воображать вместе о музыке и под музыку, сколько прекрасных мгновений можно пережить!
Когда мелодии становятся тем воздухом, которым дышит маленький ребенок, тогда все в порядке. Он играет, засыпает под гармоничные звуки и со временем сам весь пропитывается ими. Он любит музыку, потому что привык к ней, у него множество душевных ассоциаций с разными музыкальными произведениями. Постепенно возникает музыкальность его речи, движений, чуткость к красивому и безобразному, способность их различать и выбирать красоту. В доме моих родителей-музыкантов даже в страшные годы Гражданской войны и репрессий я всегда слышал звуки скрипки или фортепьяно. И вырос с ощущением, что музыка и есть жизнь, только мелодически организованная. Я знаю случаи, когда под влиянием красоты звука у человека просыпалось желание внутренней красоты и стройности жизни, и он что-то менял в ней. Один из членов нашего клуба, детский врач, как-то сказал, что как детские поликлиники обслуживают детское население, поддерживая физическое здоровье нации, так и музыка должна бы звучать у колыбели каждого ребенка, чтобы напитать его душу.

Записала Елена ЛИТВЯК

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru