Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №55/2003

Вторая тетрадь. Школьное дело

ПЕДАГОГИКА ПЕРЕЖИВАНИЯ

Принцип встречи

Методика, о которой можно рассказать лишь в случайных историях

Считается, что за «питание» и «рост» внутреннего мира ребенка живыми соками отвечают в школе предметы эстетического цикла или хорошая, теплая атмосфера класса. Но если мы всерьез задумываемся о педагогической поддержке этого внутреннего мира и при этом нисколько не претендуем на вторжение в его пределы, то требуется нечто совершенно иное – устроение самого процесса образования по принципу встречи, когда личные переживания, ощущения, размышления ребенка играют первостепенную роль. Встречи с человеком, ветром, деревом, домом, а не только c учебной книгой. В этой ситуации роль учителя сильно меняется: он уже не ведет детей за собой, а лишь подмечает условия (или в крайнем случае создает их), которые помогают этой встрече состояться. Это гораздо труднее, чем увлекательно изложить содержание новой темы. Другая сложность – описать эту практику педагогики переживаний в методических терминах, обобщить, поставить на поток. Похоже, она в принципе не «поточна» и подходит лишь конкретному классу в конкретных обстоятельствах. А самый подходящий жанр для фиксации этой практики – эссе и истории.

История первая
Как Трофим научился считать


Трофим в свои семь лет считать не умеет. На пальцах или камешках – пожалуйста, но в уме – ни за что. Особенно трудно стало весной, когда примеры усложнились, а весеннее солнышко не давало сосредоточиться. Я в отчаянии перебирала сокровища педагогического арсенала, но ничего подходящего не находилось. Близился конец года, а ребенок так и не умел считать в уме. До четверга предпоследней недели мая, когда вдруг словно бы открылись невидимые заслонки, закрывавшие Трофимову голову от всякого математического груза.
В тот день мы отправились заниматься математикой на школьный двор. Прихватив задачники, спускаемся по лестнице и считаем ступеньки, приклеиваем цифры прямо на каменные плиты, считаем все окна, двери, ручки на дверях, пары ботинок в раздевалке. Арифметика, вполне реальная, обступает нас со всех сторон. Трофим увлеченно считает вместе со всеми. Выходим на улицу, и мгновенно класс рассыпается: каждый выбирает себе заветное место, где удобнее всего думать. Решаем равенства и неравенства прямо на асфальте, как когда-то, в начале года, учились писать на песке. Трофим усаживается на коленки на теплую землю и вдруг (именно вдруг, потому что раньше такого никогда не случалось!) решает и решает примеры, выпаливая ответы. Это почему – потому, что клетки мозга получили серьезную порцию кислорода, потому, что он по земле поползал, или потому, что происходило что-то совсем непривычное, как бы нешкольное и у мальчика поменялась, что называется, точка обзора? Математика перестала выглядеть в его глазах страшным монстром, и дело пошло.
Не знаю, можно ли эту историю назвать примером педагогики переживания? Вроде бы никаких сильных эмоциональных впечатлений. Но, по-моему, педагогика переживания – это не обязательно сильные чувства, яркие события. Это все, что существенным образом действует на детскую душу, продвигая человека на путях развития. Мы работаем в русле педагогики переживания всякий раз, когда опираемся в процессе учения на личный опыт ребенка, его нынешние потребности, превращаем их в поле для образовательных действий. Когда ощущения, настроения, даже мимолетные желания (пойти на улицу, когда надо учиться) становятся поводом для образования. Это не значит, что можно детей распустить, позволить делать только то, что вздумается. Нет, это еще один шаг в сторону соединения детского опыта жизни и богатства взрослой культуры. Соединения, при котором это богатство действительно и незаметно становится достоянием ребенка, а не тяжким грузом, пригибающим к земле.

История вторая
Дерево, слушай!


Был чудесный светлый день, полный солнца. Мы ждали его два дня под серым дождливым небом и дождались. Нам важно было выйти в осенний сад, пронизанный солнечными нитями. Мы с ребятами хотели почитать любимые осенние стихи своим любимым деревьям. Не для того, чтобы получить оценку, а чтобы острее почувствовать осень и перелить ее в слова. Если пропустить это время и прочесть осенние стихи, когда подойдет по срокам соответствующая страница хрестоматии, может ничего не случиться. Самое важное – глубина чувства осени – пропадет.
Сперва хохотали и кривлялись, переживая страх и неловкость. Потом попробовали настроить себя, как настраивают флейту, скрипку, пианино, прежде чем играть музыку. И немножко стало получаться вслушиваться, всматриваться в слово.
Радость в саду была невероятная. Подбегали к своему выбранному дереву, гладили кору, листья (кто-то совершенно открыто, кто-то все-таки смущаясь), пробовали даже поговорить (про себя наверняка у всех это было!) и читали стихи – кто уперевшись в ствол, кто прислонившись к нему спиной, кто присев к корешкам, а Таня и Сережа вскарабкались наверх. Срисовывали кору и листья, устраивали салют и были в неописуемом восторге. Возвращались в класс с охапкой кленовых листьев, возбужденно обсуждая, у кого какое любимое дерево, только ли то, что было в саду, или еще другие есть... Мальчишки сказали, что еще придут к своим деревьям. А потом писали им чудные маленькие письма. Писали даже те, кто никогда ничего не хочет писать.
На следующий год, с другими детьми, мы снова выходили осенью в школьный сад. Только теперь учились здесь читать, а заодно узнавать имена деревьев. Ваня залез на яблоню и прикрепил табличку «яблоня». Так же становились издалека узнаваемыми клен, липа, осина. Таблички колышутся на ветру веселыми флагами до самого вечера – ученики других классов не решаются их срывать. Никого не удивляют эти пестрые бумажки с названиями одежды, обуви, мебели, школьных предметов, на которые натыкаешься в коридоре. Все знают – это первый класс учится так читать.
Такого рода занятия умные люди называют аффективной педагогикой, я – педагогикой переживаний, единственно возможной для ребенка, поскольку он весь из порывов, образов и переживаний соткан. В чем здесь моя роль как учителя? Иногда я моделирую обстоятельства, которые воспитывают, но чаще они возникают сами, надо только суметь их заметить и вплести в школьную канву.

Елена ЛИТВЯК

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru